Восстановление ндс при субсидии из федерального бюджета

Восстановление ндс при субсидии из федерального бюджета

Вышли разъяснения к новому порядку применения НДС при получении бюджетных субсидий


С 01.01.2018 года действуют поправки, которые запретили применять вычеты при приобретении товаров за счет субсидий и бюджетных инвестиций (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Кроме того, был уточнен порядок восстановления вычетов (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Минфин в письме от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 разъяснил порядок применения НДС с учетом этих изменений.

Как он поясняет, механизм исчисления НДС, применения и восстановления вычетов зависит от вида субсидии.

Так, субсидии на обеспечение будущих затрат не включают в базу по НДС, а вычеты по товарам, приобретённым за счет этих субсидий, получить нельзя. Если плательщик потратил субсидию на возмещение своих затрат, то в налоговую базу её не берут, а вычет восстанавливают по тем товарам, которые куплены за счет этих субсидий. Если субсидии потрачены на компенсацию недополученных доходов, то по общему правилу их включают в налоговую базу.

Исключение – получение субсидий по причине применения государственных регулируемых цен или продажи товаров (работ, услуг) с учетом льгот.

При этом вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) применяют в любом случае.

Пример

Организация ЖКХ приобрела в I квартале 2016 г. товары на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.), которые предназначены для оказания коммунальных услуг, оплачиваемых населением с учетом льгот.Сумма «входного» налога была принята к вычету плательщиком НДС в I квартале 2016 г.В мае 2016 г.

организация в целях компенсации затрат получила субсидию из федерального бюджета в размере 1 000 000 руб.На основании п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ организация должна восстановить сумму налога в размере 36 000 руб.

и отразить ее в налоговой декларации за II квартал 2016 г.Для справки.

Подача налоговой декларации на бумажном носителе будет расценена, как непредставление налоговой декларации, в силу чего налогоплательщик может быть оштрафован на основании п.

1 ст. 119 НК РФ. При этом размер штрафа может составить от 1000 руб.

до 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Такие разъяснения дают налоговики столицы в письме УФНС России по г.

Москве от 13.01.15 г. № 24–15/000647.

. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Можно ли покупателю принять к вычету НДС по расходам, оплаченным за счет субсидий

Субсидия на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА может включать или не включать НДС.

Если в субсидию не заложен НДС, сумму предъявленного НДС можно принять к вычету в общем порядке. Вы заявляете НДС к вычету, так как субсидия не компенсирует его сумму и вы оплачиваете налог за счет собственных средств (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Если в субсидию заложен НДС, то возможны две ситуации (п.

2.1 ст. 170 НК РФ). Если в субсидию заложен НДС, то возможны две ситуации (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):

  1. расходы на покупку полностью оплачены за счет бюджетной субсидии. В таком случае не заявляйте «входной» НДС к вычету;
  2. расходы на покупку частично оплачены за счет субсидии. В этой ситуации определите долю, в которой «входной» НДС можно принять к вычету, по следующей формуле: Долю, в которой «входной» НДС нельзя принять к вычету, рассчитайте по следующей формуле (п. 2.1 ст. 170 НК РФ): Пример расчета НДС, принимаемого к вычету по товарам, частично оплаченным за счет субсидии Если за счет субсидий приобретаются товары из-за рубежа, к «ввозному» НДС применяются те же правила, что и к «входному» НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ):
  • налог принимается к вычету, если размер субсидии определен без НДС;
  • не принимается к вычету, если в субсидию заложен НДС и товар полностью оплачен за счет нее;
  • принимается к вычету в той части, которая не профинансирована из бюджета, если вы получили субсидию, включающую НДС, и оплачиваете за счет нее только часть стоимости товара.

    Налог к вычету рассчитайте по следующей формуле: Долю «ввозного» НДС, которую нельзя принять к вычету, определите так (п. 2.1 ст. 170 НК РФ): Возможна ситуация, когда субсидия при ввозе выдана только на оплату «ввозного» НДС. Оплаченный за счет нее налог к вычету принять нельзя (п.

    2.1 ст. 170 НК РФ). В состав прочих расходов по налогу на прибыль покупатель включает сумму «входного» («ввозного») НДС, которую не принимает к вычету полностью или в соответствующей части (п.

    2.1 ст. 170 НК РФ).

  • Включение в облагаемую базу

    В налоговую базу включаются субсидии, полученные в счет оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Налог исчисляется по расчетной ставке (пп.

    2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. 4 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина РФ от 25.04.2018 N 03-07-11/28036, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (направлено Письмом ФНС от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@), от 16.01.2018 N 03-07-11/1412).

    Обзор документа

    С 1 июля 2017 г. требуется восстанавливать НДС в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), независимо от включения суммы НДС в субсидии. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в случае частичного возмещении затрат восстановлению подлежит сумма НДС, принятая к вычету, в соответствующей доле.

    Так, если сельхозтоваропроизводителями субсидии, получаемые с 1 июля 2017 г. из регионального бюджета в рамках региональной программы развития сельского хозяйства, направляются на возмещение понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые ими к вычету, подлежат восстановлению.

    Целевое назначение субсидии

    В письме Минфина России от 01.02.13 № 03-07-11/2142 говорится о том, что если субсидии получены организациями из федерального и местного бюджетов в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), то такие субсидии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, включаются в облагаемую базу по НДС.

    При этом суммы «входного» НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) производственного назначения, принимаются к вычету. А вот денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального и местного бюджетов на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.

    А вот денежные средства в виде субсидий, получаемые организациями из федерального и местного бюджетов на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Ведь в этом случае полученные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг.

    Аналогичное мнение по данному вопросу отражено в письмах Минфина России от 03.06.13 № 03-03-06/4/20240, ФНС России от 28.02.13 № ЕД-19-3/26. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ, суммы субсидий, предоставляемых бюджетами в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются. В судебной практике тоже сложилось мнение, что средства, выделенные из бюджета на возмещение убытков или компенсацию расходов, не облагаются НДС (Определение ВАС РФ от 11.09.09 № ВАС-11428/09, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.12 № А22-933/2011).

    Какие бывают субсидии, и кто может на них рассчитывать

    Субсидии вообще — это безвозмездная помощь, выделяемая из бюджета.

    Общие правила их предоставления регулируются статьей 78 БК РФ. Так как речь идет об НДС, то будем рассматривать субсидии, которые выплачиваются бизнесменам–плательщикам этого налога. Напомним, субсидии могут выделяться из бюджетов всех уровней на основании соответствующих нормативных актов.

    Право на субсидии из федерального бюджета имеют, например, сельскохозяйственные производители.

    На региональном и местном уровне власти обычно поддерживают малый и средний бизнес, в первую очередь — в производственной сфере.

    Субсидии «на 1 гектар пашни» и «на 1 килограмм молока»

    Сельскохозяйственным производителям и организациям агропромышленного комплекса могут быть предоставлены субсидии не только на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение оборудования, топлива, средств химической защиты растений), но и в расчете:

    1. на 1 условную голову крупного рогатого скота;
    2. на 1 кг реализованного мяса птицы, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней в живом весе;
    3. на 1 тыс. шт. реализованных яиц;
    4. на 1 литр (килограмм) реализованного молока;
    5. на 1 пчелосемью; и т. д.
    6. на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур;

    Например, согласно п.

    2 Правил предоставления и распределения субсидий на молоко субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей:

    1. на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока первого сорта (в течение 2013 – 2014 годов).
    2. на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока высшего сорта;

    В силу п.

    5 названных правил средства на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока по ставкам, определя­емым уполномоченным органом власти субъекта РФ.
    5 названных правил средства на возмещение части затрат на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку молока по ставкам, определя­емым уполномоченным органом власти субъекта РФ.

    В соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией реги­ональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым уполномоченным органом власти субъекта РФ (п. 8 указанных правил). Порядок предоставления названных субсидий конкретизируется постановлениями регионального правительства.

    Возникает вопрос: следует ли организациям и предпринимателям, получившим субсидии «на 1 кг», «на 1 га», «на 1 условную голову» и т.

    д. восстанавливать НДС, предъявленный контрагентами по товарам (работам, услугам)? Полагаем, что в случае получения таких субсидий восстанавливать НДС не требуется.

    Дело в том, что правила предоставления и распределения данных субсидий не содержат конкретного перечня затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии, и в этом их принципиальное отличие от субсидий, которые предоставляются на затраты на приобретение определенных материальных ресурсов (молодняка КРС, минеральных удобрений, семян и т. д.). Указанное отличие отчетливо видно при сравнении справок-расчетов на предоставление субсидий. Например, справка-расчет на предоставление субсидии на поддержку производства товарного молока высшего и первого сорта организации или ИП – получателю субсидии содержит следующие данные за квартал:Грузополучатель молокаНомер и дата документа, подтверждающего реализацию продукцииОбъем произведенного молока за отчетный период (т) Объем реализованного и (или) собственной переработки молока за отчетный период (т) Ставка субсидииПотребность в субсидии (руб.) Объем субсидии к перечислению (руб.) 1234567 Справка-расчет на предоставление субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства – на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение уровня плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур – содержит следующие сведения:Посевная площадь по состоянию на 1 января текущего года (га) Ставка субсидии на 1 гаПотребность в субсидиях (руб.) Объем субсидии к перечислению (руб.) 1234 При этом, скажем, справка-расчет на предоставление субсидии на приобретение технологического оборудования содержит сведения о конкретном оборудовании и его стоимости:Наименование приобретенного оборудованияКоличество (ед.) Стоимость оборудования (руб.) Ставка субсидии (% от фактически произведеннных затрат) Потребность в субсидиях (руб.)(гр.

    3 х гр. 4) Объем субсидии к перечислению (руб.) 123456 Считаем, что в силу пп.

    6 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан восстановить НДС к уплате в бюджет только в тех случаях, когда субсидия из федерального бюджета выделяется на возмещение затрат на конкретные товары (работы, услуги), ведь восстановление НДС обусловлено необходимостью исключить двойное возмещение НДС из федерального бюджета (письма Минфина РФ от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142). Однако нужно учитывать, что следование данной позиции сопряжено с рисками возникновения претензий со стороны налоговых органов. Так, в Письме Минфина РФ от 11.02.2014 № 03‑07‑11/5427 прямо говорится о том, что при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставленных в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, «входной» НДС по ним подлежит восстановлению в порядке пп.

    6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Если налогоплательщик не станет рисковать и примет решение о восстановлении НДС, восстанавливать ранее принятый к вычету налог нужно только в части, приходящейся на субсидию, полученную из федерального бюджета.

    Это соответствует подходу Минфина. В Письме от 19.01.2012 № 03‑07‑11/15 финансисты указали: при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление НДС производится в части полученных субсидий.

    Если же налогоплательщик решит не восстанавливать НДС, ему может быть полезен вывод, сделанный в Постановлении АС СЗО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013. Опираясь на пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, который требует восстановить НДС в размере, ранее принятом к вычету, арбитры сделали вывод, что в случае получения частичной компенсации затрат за счет субсидии из федерального бюджета налогоплательщик не должен восстанавливать НДС.На заметку В Письме №03‑07‑11/5427 Минфин рассмотрел вопросы вычета и восстановления НДС у сельхозпроизводителя не только в ситуации, когда он является получателем субсидии, но и когда субсидии являются источником оплаты реализуемых им товаров (работ, услуг).

    К примеру, разъяснено, что право на применение вычетов у налогоплательщика возникает на основании ст. 171, 172 НК РФ при использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС.

    При этом для вычета у сельхозпроизводителя-продавца не имеет значения тот факт, что реализуемые им товары (работы, услуги) покупатель оплачивает средствами субсидии.

    Разъяснено также, что в случае оплаты субсидией из федерального бюджета (предоставленной в рамках вышеназванных правил предоставления субсидий на оказание поддержки в области растениеводства) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозтоваропроизводителями, сельхозпроизводитель не должен восстанавливать НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в производстве и (или) реализации облагаемых НДС работ (услуг). * * * Если субсидия выделена из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, НДС по товарам (работам, услугам), которые ею оплачиваются, можно принять к вычету в общем порядке. Нельзя принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), которые оплачиваются субсидией из федерального бюджета (это приведет к повторному возмещению НДС из бюджета).

    В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщик должен восстановить НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам), если в возмещение затрат на них с учетом НДС им была получена субсидия из федерального бюджета. Если сумма на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом «входного» НДС полностью покрывается федеральной субсидией, восстановить НДС однозначно следует.

    В ситуации, когда компенсация производилась частично, необходимо установить, как рассчитывалась субсидия: от стоимости товаров (работ, услуг) с учетом «входного» НДС или без НДС.

    Это явствует из документации по предоставлению субсидии, в частности справки-расчета. Если выяснится, что стоимость компенсировалась с учетом НДС, то НДС надо восстановить в соответствующей части. Полагаем, не нужно восстанавливать НДС на основании пп.

    6 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае получения субсидии в расчете на 1 га посевной площади, 1 л (кг) реализованного молока и т. д., поскольку в таком случае нет конкретного перечня товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на которые выделена субсидия.

    Однако Минфин по данному вопросу занял противоположную позицию. Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

    Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

    Нужно ли восстанавливать НДС, принятый к вычету по расходам, возмещаемым юридическим лицам за счет субсидий

    Если по документам субсидия на приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА компенсирует затраты без НДС, принятый по ним к вычету налог восстанавливать не нужно (пп.

    6 п. 3 ст. 170 НК РФ).Если же НДС входит в сумму субсидии, принятый к вычету НДС придется восстановить в следующих случаях:

    1. вы не ведете раздельный учет расходов, которые оплачиваете за счет полученной субсидии.

      В этом случае принятый к вычету НДС нужно восстановить в определенной доле в IV квартале того календарного года, в котором вы получили субсидию (пп.

      7 п. 3 ст. 170 НК РФ).Долю для восстановления НДС рассчитайте по формуле:

    2. Субсидия выдана на покупку конкретных товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА после того, как вы их оплатили и приняли НДС по ним к вычету. Вы восстанавливаете такой НДС в периоде получения субсидии (пп.

      6 п. 3 ст. 170 НК РФ):

      • полностью — если субсидия покрывает всю стоимость таких товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА;
      • в определенной доле — если субсидия возмещает расходы частично.

        Восстанавливаемую долю НДС рассчитайте по следующей формуле:

      Пример расчета НДС к восстановлениюОрганизация «Альфа» применяет ОСН.

      Она приобрела в I квартале 2019 г. материалы стоимостью 120 000,00 руб., в том числе НДС 20 000,00 руб. В этом же периоде она приняла «входной» НДС к вычету.Во II квартале организация получила из бюджета субсидию на компенсацию затрат по приобретению данных материалов в размере 90 000,00 руб.Доля НДС к восстановлению = 0,75 (90 000,00 руб.

      / 120 000,00 руб.).Таким образом, во II квартале организация восстановит НДС в сумме 15 000,00 руб. (20 000,00 руб. x 0,75).

    3. полностью — если субсидия покрывает всю стоимость таких товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА;
    4. Субсидия выдана без указания конкретных товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА, на покупку которых она предоставлена, и при этом выполняется любое из следующих условий:
      • вы не ведете раздельный учет расходов, которые оплачиваете за счет полученной субсидии. В этом случае принятый к вычету НДС нужно восстановить в определенной доле в IV квартале того календарного года, в котором вы получили субсидию (пп.

        7 п. 3 ст. 170 НК РФ).Долю для восстановления НДС рассчитайте по формуле:

      • вы получили субсидию после того, как понесли расходы. В периоде ее получения придется восстановить часть НДС, заявленного к вычету в предыдущем году. Чтобы рассчитать НДС к восстановлению, умножьте общую сумму налога, которую заявили к вычету за прошлый год по товарам, работам, услугам, имущественным правам, ОС, НМА, на долю, определенную по формуле (пп.

        6 п. 3 ст. 170 НК РФ):

      Сумму НДС, которую вы восстанавливаете по любому из перечисленных оснований, можно отнести на прочие расходы (пп. 6, 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

    5. в определенной доле — если субсидия возмещает расходы частично.

      Восстанавливаемую долю НДС рассчитайте по следующей формуле:

    6. вы получили субсидию после того, как понесли расходы.

      В периоде ее получения придется восстановить часть НДС, заявленного к вычету в предыдущем году. Чтобы рассчитать НДС к восстановлению, умножьте общую сумму налога, которую заявили к вычету за прошлый год по товарам, работам, услугам, имущественным правам, ОС, НМА, на долю, определенную по формуле (пп.

      6 п. 3 ст. 170 НК РФ):

    Общие НДС-правила для получателей бюджетных денег

    До 2019 г. получатели субсидий, в которых не был выделен НДС, и бюджетных инвестиций имели право на вычет входного налога по товарам и прочим приобретениям за счет таких бюджетных средств.

    Если сначала были куплены товары, работы и прочее, а потом получены субсидии, в которых не был выделен НДС, или же бюджетные инвестиции, то не требовалось восстанавливать принятый к вычету НДС, . С 01.01.2018 ситуация изменилась. Во-первых, в НК прямо прописали запрет на вычет НДС по приобретениям за счет субсидий и бюджетных инвестиций.

    Во-вторых, по общему правилу если налогоплательщик приобрел товары (работы, услуги и пр.), заявил входной НДС к вычету, а потом получил субсидию или бюджетную инвестицию для компенсации своих затрат, то вычет НДС нужно восстановить. Причем неважно, была сумма НДС покрыта за счет субсидии, бюджетной инвестиции или нет. Исключение на 2019 г. было сделано лишь для субъектов естественных монополий.

    До августовских изменений они не должны были в 2019 г.

    восстанавливать НДС (и имели право на вычет входного налога) по товарам и иным приобретениям, затраты на которые возмещались им за счет бюджетных инвестиций. Причем неважно, выделялся НДС в условиях предоставления таких инвестиций или нет.

    Получение субсидий: «бюджетный» НДС (Ремчуков С.)

    Быстрая навигация:

    Получение субсидий:

    Дата размещения статьи: 03.08.2017С 1 июля 2017 года при получении субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг необходимо восстановить принятый к вычету «входной» НДС по таким товарам.

    Причем теперь не имеет значения, из какого бюджета получена эта субсидия (федерального, регионального или местного). Однако в некоторых случаях восстанавливать НДС все же не придется.

    Внимание на нюансы. Для целей главы 21 Налогового кодекса (далее — Кодекс) принципиальное значение имеет целевое назначение полученных плательщиком НДС субсидий.

    Здесь возможны два варианта.Вариант 1. Субсидия выделена в качестве оплаты реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.В этом случае такая субсидия, поскольку связь с оплатой товара, что называется, налицо, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса включается в базу по НДС.

    При этом и суммы «входного» НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядке (см. письмо Минфина от 17 февраля 2016 г. N 03-07-11/8728).Вариант 2. Субсидия получена на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг).В этом случае связи с оплатой товаров (работ, услуг) уже нет.

    Соответственно, в базу по НДС такие субсидии уже не включаются.

    Но одновременно встает вопрос о восстановлении НДС. И ответ на него с 1 июля 2017 года поменялся.

    Восстановление «бюджетного» НДС: до 1 июля 2017 года.

    До 1 июля согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы «входного» НДС предписывалось восстановить в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.В этом случае восстановить следовало НДС в размере, ранее принятом к вычету.

    Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. И последнее: «восстановленный» НДС в стоимость товаров не включается, а учитывается в составе прочих расходов по статье 264 Кодекса. .и с 1 июля 2017 года Сам порядок восстановления «бюджетного» НДС с 1 июля 2017 года остался прежним, изменился лишь перечень оснований для восстановления НДС.

    Соответствующие поправки в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса внесены Законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ. Теперь в нем сказано, что восстанавливать НДС нужно в случае

    «получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией»

    .Отличие состоит в том, что до 1 июля 2017 года восстанавливать НДС нужно было только при получении субсидий на покрытие ранее осуществленных затрат на товары (работы, услуги) из федерального бюджета. И, кстати говоря, Минфин подтверждал, что при получении аналогичных субсидий из регионального или местного бюджета восстанавливать НДС Кодекс не требует (см.

    письма Минфина от 30 августа 2016 г.

    N 03-07-11/50508, от 16 декабря 2015 г.

    N 03-07-11/73587, от 28 сентября 2015 г.

    N 03-07-11/55158 и т.д.).А вот с 1 июля 2017 года восстанавливать НДС требуется вне зависимости от того, из какого бюджета получена субсидия на возмещение затрат по оплате товаров (работ, услуг). Новый порядок и переходные положения Как мы уже отметили, сам порядок восстановления НДС при получении названных субсидий остался прежним.

    Налог восстанавливается в том периоде, в котором получена субсидия.

    То есть момент, когда товары были приобретены, оплачены и поставлены на учет, никакого значения не имеет.

    Видимо поэтому Законом N 401-ФЗ не было предусмотрено никаких переходных положений, касающихся восстановления НДС при получении субсидий. Пример 1. ООО «Прогресс» в апреле 2017 года приобрело и оплатило оборудование стоимостью 5 310 000 руб. (в т.ч. НДС — 810 000 руб.). Оборудование принято к учету также в апреле 2017 года.Поскольку оборудование приобретено для использования в деятельности, облагаемой НДС, «входной» НДС в сумме 810 000 руб.

    принят к вычету.В июне 2017 года ООО «Прогресс» получило из бюджета субъекта РФ субсидию, которая покрывает 40 процентов стоимости оборудования с учетом НДС.В связи с тем что субсидия на возмещение затрат на оплату оборудования получена до 1 июля 2017 года из регионального, а не федерального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС у общества не возникает. Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, однако допустим, что субсидию из регионального бюджета ООО «Прогресс» получило 5 июля 2017 года.При таких обстоятельствах при получении субсидии общество в III квартале 2017 г.

    обязано восстановить НДС в сумме 324 000 руб.

    (810 000 руб. x 40%). Исключительный случай В завершение хотелось бы обратить внимание еще на один момент.

    Как до 1 июля 2017 года, так и после указанной даты в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса говорится о восстановлении НДС в случае получения субсидии на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. На этом основании Минфин, к примеру, в письме от 23 октября 2015 г.