Права и обязаности отправителя при международной перевозке груза

Обязанности сторон обязательства по перевозке груза


УДК 347.763 Страницы в журнале: 79-84 Д.П. СТРИГУНОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления Рассматриваются основные обязанности сторон договорного обязательства по перевозке груза: перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя. Исследование обязательств сторон договора перевозки груза опирается на нормы правовых актов. Ключевые слова: перевозка, договор перевозки груза, груз, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.

Commitments of the Parties under the Contract of Carriage of Cargo Strigunova D. The purpose of this article is to review the major duties commitments of the parties under the contract of carriage of cargo: carrier, cargo consignor, receiver of cargo. Commitments of the parties under the contract of carriage of cargo are studied based on the provisions of the normative acts.

Keywords: carriage, contract of carriage of cargo, cargo, carrier, cargo consignor, receiver of cargo. Договор перевозки груза представляет собой соглашение, в соответствии с которым

«перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату»

(п.

1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). В общем виде договор перевозки груза был рассмотрен нами в одной из предыдущих работ[1].

В данной статье основное внимание сосредоточено на обязанностях сторон договорного обязательства по перевозке груза.

Как следует из определения договора перевозки груза, его сторонами выступают грузоотправитель и перевозчик, наделенные правами и обязанностями. Однако помимо прав и обязанностей указанных лиц в данном обязательстве присутствуют права и обязанности третьего лица, не участвовавшего в заключении договора, т.

е. грузополучателя. Поэтому договор перевозки груза, заключенный в пользу грузополучателя, представляет собой трехстороннее обязательство, в котором участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов.

Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица (ст. 791 ГК РФ). Обязанности перевозчика. В соответствии с нормами ГК РФ основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения.

Пункт назначения указывается в транспортной накладной, коносаменте (это может быть морской или речной порт, аэропорт, железнодорожная станция, почтовый адрес). Однако прежде чем доставить груз в пункт назначения, перевозчик должен предоставить соответствующие транспортные средства под погрузку груза. При этом в тех случаях, когда договор перевозки груза носит реальный характер, действия перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку являются предметом договора (принятой заявки (заказа) либо договора об организации перевозок) (ст.

791 ГК РФ), являющегося самостоятельным по отношению к договору перевозки груза и к тому же консенсуальным договором[2]. В случае, когда договор перевозки груза является консенсуальным (в частности, договор фрахтования на морском транспорте), обязанности перевозчика по подаче транспортного средства под погрузку груза предусматриваются в самом договоре перевозки груза.

Указанные обязанности по подаче транспортного средства должны быть исполнены перевозчиком в определенный срок. Так, согласно п. 1 ст. 9 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее — УАТ РФ) перевозчик

«обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза»

. Говоря об обязанности перевозчика доставить груз в пункт назначения, необходимо отметить, что законодательством предусматривается возможность изменения пункта назначения или получателя груза.

Так, согласно п. 1 ст. 110 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — ВК РФ) грузоотправитель, в частности, имеет право в порядке, предусмотренном федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу. Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее — КВВТ РФ)

«грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучатель с момента получения транспортной накладной от перевозчика до момента начала выдачи груза имеют право изменить грузополучателя и (или) порт назначения»

. Пунктом 2 ст. 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее — КТМ РФ) определено, что

«отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил, установленных статьями 155 и 156 настоящего Кодекса»

.

На автомобильном транспорте перевозчик обязан доставить груз по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной (п. 1 ст. 15 УАТ РФ). В то же время

«в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его»

(п. 3 ст. 15 УАТ РФ). На железнодорожном транспорте также допускается переадресовка груза.

Так, согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ) «перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.
Так, согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ) «перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения.

При этом переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа <…> Переадресовка грузов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза» (ст.

31 УЖТ РФ). При осуществлении перевозки груза в смешанном сообщении в обязанности перевозчика входит также перевалка груза, т. е. его передача на другой вид транспорта. Как отмечает Ф.М. Полянский, «порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами между транспортными организациями (узловыми соглашениями и др.).

Услуги по перевалке грузов зачастую оказываются компаниями, осуществляющими эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, например, операторами морских терминалов»[3]. Действительно, согласно п. 1 ст. 112 КВВТ РФ «при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.

Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов — организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах». Следующей не менее важной обязанностью перевозчика является обязанность доставить вверенный ему груз в установленные для этого сроки. В соответствии со ст. 792 ГК РФ

«перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок»

.

Действующие транспортные уставы и кодексы содержат положения о сроках доставки перевозимых грузов, однако в большинстве своем они только предусматривают данную обязанность перевозчика и отсылают к правилам перевозок грузов. Так, согласно ст. 109 ВК РФ «перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок.
Так, согласно ст. 109 ВК РФ «перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок.

Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза». В соответствии со ст. 152 КТМ РФ перевозчик, в частности, обязан доставить груз в срок, установленный соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Согласно п. 1 ст. 76 КВВТ РФ перевозчик должен доставлять грузы в установленные сроки.

При этом сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов.

В статье 14 УАТ РФ содержится правило о том, что

«перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов»

. Наиболее детально к срокам в отношении перевозок грузов подошел законодатель применительно к железнодорожному транспорту. Соответствующие положения получили отражение в УЖТ РФ, а приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27 были утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее — Правила МПС РФ)[4].

Согласно ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Однако грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Конкретные сроки доставки грузов железнодорожным транспортом в зависимости от вида железнодорожной перевозки установлены Правилами МПС РФ. Срок доставки действительно имеет огромное значение при перевозке грузов.

Как пишет В.А. Егиазаров, «сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависит эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов»[5].

Однако, по мнению С.Ю. Морозова, «несмотря на всю важность, срок доставки нельзя отнести к существенным условиям договора перевозки грузов, поскольку отсутствие этого условия в договоре компенсируется положениями ст. 792 ГК РФ о разумном сроке»[6]. Аналогичного мнения придерживается Ф.М. Полянский[7]. Сроки доставки грузов рассчитываются исходя из наиболее рациональных маршрутов, если иное не предусмотрено договором перевозки[8].

Полянский[7]. Сроки доставки грузов рассчитываются исходя из наиболее рациональных маршрутов, если иное не предусмотрено договором перевозки[8].

Согласно п. 2 ст. 18 УАТ РФ договор фрахтования, указанный в п. 1 ст. 18 УАТ РФ, должен предусматривать маршрут перевозки, по которому будет следовать перевозчик. Из статьи 152 КТМ РФ следует, что перевозчик обязан доставить груз маршрутом, установленным соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычным маршрутом.

А в соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние (курсив наш.

— Д.С.), на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.

Следующей обязанностью перевозчика является обеспечение сохранности перевозимого груза. ГК РФ соответствующих норм о сохранности груза не содержит, однако, как отмечает В.Н.

Гречуха,

«норму о сохранности груза можно вывести из других статей, устанавливающих ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза»

[9]. Между тем правило о необходимости сохранять груз перевозчиком предусмотрено в п. 1 ст. 67 КВВТ РФ, согласно которой перевозчик в соответствии с договором перевозки груза обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз.

Рекомендуем прочесть:  Объективная сторона ст 328 ук рф

В пункте 1 ст. 150 КТМ РФ закреплено более общее правило, согласно которому

«перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его»

(курсив наш. — Д.С.). Далее, согласно п. 2 ст.

150 КТМ РФ,

«в случае, если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями»

. Когда доставка груза состоялась, обязанностью перевозчика является уведомление грузополучателя о том, что груз доставлен.

Так, согласно п. 1 ст. 111 ВК РФ

«перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза»

. Следуя п. 1 ст. 79 КВВТ РФ, перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах.

Согласно ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. На автомобильном транспорте перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя о задержке доставки груза (п. 2 ст. 14 УАТ РФ). Обязанностью перевозчика является также выдача груза грузополучателю в пункте назначения (п.

1 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 103 ВК РФ, п.

1 ст. 67 КВВТ РФ, п. 1 ст. 115 КТМ РФ, п. 1 ст. 15 УАТ РФ, ст. 35—36 УЖТ РФ).

Как отмечает С.Ю. Морозов, «этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор… С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом»[10]. В частности, согласно ст. 36 УЖТ РФ

«по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы»

.

В тех случаях, когда грузополучатель не является в пункт доставки и не принимает груз, в обязанности перевозчика входит обеспечение его хранения в течение установленного срока. Бесплатный срок хранения в течение суток установлен на железнодорожном, внутреннем водном и автомобильном видах транспорта. Например, согласно п. 4 ст. 79 КВВТ РФ прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия грузов.

Далее, сверх этих сроков, следует хранение за счет отправителя либо за счет получателя в зависимости от вида транспорта[11].

Обязанностью перевозчика является также обеспечение сохранности документов, относящихся к перевозке[12]. Обязанности грузоотправителя.

Основной обязанностью грузоотправителя является внесение платы за перевозку груза (п. 1 ст. 790 ГК РФ, п. 2 ст. 103 ВК РФ, п.

1 ст. 67 КВВТ РФ, п. 1 ст. 115 КТМ РФ, ст. 30 УЖТ РФ). Плата за перевозку груза устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В тех случаях, когда договор перевозки груза является публичным, цена такой перевозки определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункты 1, 2 ст.

790 ГК РФ). При этом грузоотправитель обязан внести плату за перевозку груза еще до начала перевозки, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 75 КВВТ РФ). Как сказано в ст. 30 УЖТ РФ,

«плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежу вносятся грузоотправителем до момента приема грузов для перевозки, если иное не установлено Уставом или соглашением сторон»

.

По общему правилу грузоотправитель обязан осуществить погрузку, а грузополучатель — принятие и выгрузку груза.

Между тем в соответствии с пунктами 2—3 ст. 791 ГК РФ

«погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией либо отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами»

.

«Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами»

. Обязанности грузополучателя. Основными обязанностями грузополучателя являются принятие груза (его выгрузка) и его вывоз. Согласно п. 2 ст. 111 ВК РФ грузополучатель обязан принять и вывезти груз.

В соответствии с п. 3 ст. 79 КВВТ РФ «грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз.

Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон».

В соответствии с п. 1 ст. 15 УАТ РФ грузополучатель обязан принять доставленный ему груз. Помимо указанных выше обязанностей, в обязанности грузополучателя может входить произведение окончательных расчетов и вообще расчетов, связанных с перевозкой груза. Так, согласно п. 1 ст. 160 КТМ РФ

«грузополучатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза…»

Далее, согласно ст.

163 КТМ РФ, «все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя». Статьей 30 УЖТ РФ предусмотрены следующие правила.
Статьей 30 УЖТ РФ предусмотрены следующие правила. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи могут быть внесены не только грузоотправителем, но по письменному обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, перевозчик может принять плату за перевозку от грузополучателя на железнодорожной станции назначения.

И, кроме того, окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. Таким образом, по общему правилу оплата перевозки груза осуществляется грузоотправителем, однако может быть возложена и на грузополучателя, кроме того, на грузополучателя возлагаются окончательные расчеты, связанные с перевозкой, в том числе выгрузкой груза.

В литературе часто ставится вопрос об обязанности грузополучателя принимать груз, в том числе и тот, который не был им заказан. Указанный вопрос поднимается М.И. Брагинским, В.В. Витрянским и другими авторами[13].

Так, по мнению Ф.М. Полянского, грузополучатель до тех пор, пока не выразит намерение воспользоваться правом, предоставленным ему по договору перевозки, не связан с грузоотправителем и перевозчиком никакими обязательствами. Следовательно, если грузополучатель по понятным причинам откажется принять не заказанный им груз либо просто не отреагирует на уведомление о его прибытии, то груз должен считаться невостребованным, а все соответствующие издержки должны покрываться за счет отправителя[14]. С указанным мнением следует согласиться.

Библиография 1 См.: Стригунова Д.П. Основные черты договора перевозки груза // Современное право.

2013. № 1. 2 См.: Гражданское право.

Часть вторая: учеб. / отв. ред.

В.П. Мозолин. — М., 2004. С. 404 (автор раздела — А.Г.

Калпин). 3 Гражданское право: учеб.: в 3 т.

Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп.

/ отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. — М., 2012. С. 532. 4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4. 5 Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 84. 6 Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. — М., 2010. С. 140. 7 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т.

— М., 2010. С. 140. 7 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп.

/ отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 528. 8 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева.

— М., 2012. С. 525 (автор раздела — К.М. Арсланов). 9 Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб.

для магистров. — М., 2012. С. 132. 10 Морозов С.Ю. Указ. раб.

С. 159—160. 11 Подробнее об этом см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т.

Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп.

/ отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 533. 12 См.: Гречуха В.Н. Указ. раб. С. 135. 13 См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В.

Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). — М., 2004. С. 433. 14 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т.

Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю.

Рассказова. С. 533—534.

EX1 – Экспортная декларация

Экспортная декларация — это документ который оформляется на груз произведенный или проданный из страны ЕЭС. В ЕС по документу EX-1 осуществляют контроль экспорта товаров. Оформить EX-1 могут либо сам продавец товара либо его агент, который имеет соответствующую лицензию.

Для оформления ЕХ-1 у агента понадобиться доверенность отправителя на того, кто будет делать ЕХ-1 и инвойс. Декларация ЕХ-1 должна быть зарегистрирована на таможне отправления. EX-1 закрывается таможней на любой экспедиторской фирме в том месте, где груз покидает пределы ЕС.

EX-1 всегда привязывается к отправителю и по пути следования груз может 100 раз быть перепродан.

Неважно кто является конечным получателем груза, налоговую инспекцию ЕС волнует только факт вывоза груза.

Таким образом понятно что EX1 — это документ, который подтверждает факт вывоза товара за пределы Европейского Союза заверенный таможенными органами.

Раньше на бумажную EX1 таможня ставила печать, которая и подтверждала факт вывоза товара, после чего надо было обязательно вернуть отправителю эту проштампованную бумажку, теперь же применяются мудреные электронные средства, все EX1 и отметки хранится в электронной базе данных ЕС и ни чего ни кому посылать не надо.

Важно понимать, что важен не сам факт наличия EX1, а важен факт отметки таможней EX1, подтверждающий вывоз товара за пределы ЕС.

Именно отметка таможни EX1 дает право продавцу товара в ЕС на возврат/неуплату внутриевропейского НДС (VAT).

Декларация ЕХ1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие со склада продавца из ЕС за пределы стран ЕЭС. Декларация ЕХ1 оформляется поставщиком или агентом поставщика или перевозчика (экспедитора), которые имеют на это соответствующие полномочия. Как всегда, все очень строго, но возможны варианты: в EX1 — могут быть указаны не только товары произведенные в EC.

Возможно, даже Китайские. Аналогично и по Т1 могут перевозиться европейские грузы.

Важно не происхождение товара, а его таможенный статус… например — таможенный статус импорта.

Пример сложного использования таможенного статуса: Завозим компьютеры из Китая (режим импорт, пошлина = 0), растамаживаем на ЕС компанию, платим vat (ндс). Затамаживаем на экспорт от ЕС компании (режим экспорт, пошлина = 0), получаем европейскую экспортную декларацию EX1, возвращаем, ранее уплаченный в бюджет ЕС vat (ндс) и везем в Россию китайские компьютеры с полноценной европейской экспортной декларацией EX1.

Но если вся эта движуха не нужна, не оправдана экономически, то на китайский товар просто выписывается T1.

В EX-1 не указывается стоимость груза, есть только ссылка на номер инвойса. В правом верхнем углу указывается MRN номер и штрих код, при сканировании этого штрих кода отображается все необходимая информация.

Этот штрих — код содержит информацию о таможне, в которой закрывалась экспортная декларация. Назначение каждой главы EX-1 можно посмотреть здесь правда на английском. Экспортная декларация EX-1 это один из видов SAD (Single Administrative Document) – единый документ, используемый в ЕС для экспортных, импортных и транзитных процедур при перемещении грузов.

MRN: 14DE810194920472E0 Формат MRN номера Поле Содержание тип поля, количество символов пример 1 Последние две цифры года принятия гарантии (YY) Числовой, 2 87 2 Идентификатор страны размещения гарантии (кодстраны ISO alpha 2) Буквенный, 2 LT 3 Индивидуальный идентификатор принятия гарантии гарантийной таможней ЕС/ЕАСТ по году и стране Буквенно-числовой, 13 KK20000083619 4 Контрольная цифра Числовой, 1 3 Российская таможня тоже знакома с EX-1, во многих приказах ФТС, экспортная декларация является одним из документов, подтверждающих таможенную стоимость.

Хотя в ФТС знают что экспортная декларация EX-1 является внутренним документом страны экспортера, а не международным документом, поэтому требовать от покупателя предоставить экспортную декларацию не законно, но они требуют. В 2009 году в ЕС при переходе на электронное декларирование, уведомили российскую таможню о том чтобы они не требовали предоставлять бумажную копию электронной EX-1. Европейские продавцы без энтузиазма предоставляют российским импортерам EX1, считая его своим внутренним документом.

Об этом можно позаботиться заранее и прописать обязательство по предоставлению EX-1 в контракте на поставку. Но имейте ввиду что прописав в контракте обязательство продавца предоставить EX-1, необходимо ее наличие к моменту подачи документов в таможню для оформления. Инспектор таможни будет требовать предоставить EX1 уже на основании вашего контракта.

Обязанности отправителя и получателя по договору перевозки груза (ст.ст. 784–880 ГК).

Стр 4 из 19 По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязана доставить вверенный ей груз в указанное место назначения и выдать этот груз указанному лицу (грузополучателю), а сторона, ктрая отправляет груз (отправитель) обязана оплатить услугу/работу. Обязанности отправителя: 1. отправитель обязан сообщить перевозчику все особенности того груза, ктрый он предъявил к перевозки; Отправитель обязан обеспечить: 1) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест; 2) точное определение кол-ва отгруженной продукции (веса, кол-ва мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.); 3) при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах – вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, тех условиями, свидетельствующего о наименовании и кол-ве продукции, находящейся в данном тарном месте; 4) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о кол-ве продукции фактически отгружаемому кол-ву, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке; 5) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления; 6) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

2. отправитель обязан оплатить перевозку; 3.

отправитель должен определить коммерческую пригодность трансп. средства 4. если погрузку осуществляет сам отправитель, он должен соблюдать правила и сроки отгрузки. Обязанности получателя: 1. он обязан получить тот груз, ктрый отправлен в его адрес и вывез; Получатель не вправе отказаться от полученного груза.

Однако м.б. основательный отказ (если груз прибыл испорчен). Получатель обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта. 2. получатель обязан груз не только выгрузить, но и вывезти груз с тер-рии станции, порта, автопарка; 3.

оплатить провозную плату. Приемка продукции производится в след. сроки: 1) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, — в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных трансп. средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их; 2) продукции, поступившей в исправной таре: по весу брутто и кол-ву мест – в момент получения, а по весу нетто и кол-ву товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней; а скоропортящейся продукции – не позднее 24 часов.

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка кол-ва продукции окончена в установленные сроки. Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

Ответственность перевозчика за несохранность груза. Условия ответственности. Объем возмещения при несохранности груза. (ст.ст. 784 – 880 ГК) Обязанности перевозчика: 1.доставить вверенный ему груз в указанный пункт назначения, ктрый определяется отправителем.

Если нет вины перевозчика, и груз не м.б.

доставлен в указанное место назначения, он должен поставить об этом в известность отправителя и ждать его указаний. 2. доставить груз с соблюдением срока доставки; Если перевозчик не смог доставить груз по объективным причинам (не зависящим от него), то отв-сть не несёт.

В ж/д перевозки – убытки исчисляются за сутки; в авиаперевозка-учёт почасовой. 3. обязан доставить груз в целости и сохранности; Если груз доставлен или в меньшем объеме или меньшего веста, то к отв-сти привлекается перевозчик .

Транспортное зак-во не предусматривает возможности взыскания упущенной выгоды, возмещается только реальный ущерб. Отв-сть морского перевозчика за несохранность груза: если просрочка, порча (утрата) груза произошла по ошибке экипажа, то отвечает не перевозчик, а экипаж.

Под аварией понимаются убытки, которые возникают во время перевозки.

1)общая авария – убытки, ктрые являются рез-том целенаправленной, сознательной деят-сти экипажа корабля по выбрасыванию груза, чтобы спасти остальной груз; 2)частная авария — все, что не является результатом сознательной деятельности. Капитан д. составить акт, а по прибытию в порт вызвать спец. должностное лицо – диспашер, ктрый определит, какие убытки являются частной, а какие общей аварией.

Общая авария распределяется м/у всеми участниками: хозяева уцелевшего груза и хозяин судна. 4.выдать груз в указанном месте надлежащему грузополучателю; 5.предупредить получателя о прибытии груза.

Некоторые виды грузов подлежат обязательной перевеске, обычно груз лишь осматривается внешне. Под несохранностью груза следует понимать утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа.

Перевозчик несет отв-сть с момента принятия груза (багажа) к перевозке.

В соотв. с ГК перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа при наличии вины, ктрая предполагается. Перевозчик м.б. освобожден от отв-сти, если докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, ктрые перевозчик не мог предотвратить и устранение ктрх от него не зависело.

Общая и частная авария в морских и внутренних водных перевозках (ст.ст. 284–309 КТМ, ст.ст. 140–159 КВВТ). Ответственность морского перевозчика за недостачу или порчу груза Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в рез-те наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки.

В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии. Общая авария – убытки, ктрые явл-ся результатом целенаправленной сознательной деят-сти экипажа корабля по выбрасыванию груза, чтобы спасти остальной груз. Общая авария хар-ризуется, прежде всего тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки.

Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соотв-ющие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается. Частная авария – всё, что не явл.результатом сознательной деят-сти.

Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец).

Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются м/у всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются м/у всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей, а общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии,— контрибуционным капиталом.

Капитан должен составить акт, а по прибытию в порт вызвать специальное должностное лицо – диспашер, ктрый определит, какие убытки явл. частной, а какие общей аварией.

Претензионный порядок рассмотрения транспортных споров. Транспортной организации сначала д.б.

предъявлена претензия. Если в отношении представителя трансп.организации сразу обращаются в суд, заявление не подлежит рассмотрению. Существует ограниченный срок предъявления претензий.

Трансп. организация может удовлетворить претензию, а может отказать в её удовлетворении, тогда можно обратиться в суд. 4 

Похожие главы из других книг

Из книги Международное право автора Вирко Н А 28. Европейский суд по правам человека Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы.

Он был создан в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.В состав Европейского суда по Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович 2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ практически не занимается защитой прав граждан на охрану здоровья и правами пациентов.

Объективные причины этого неизвестны. Из 32 477 обратившихся за все время Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир Брюссельская конвенция по правам вещателей Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.

(Брюссельская конвенция) предусматривает только общее обязательство присоединяющихся государств принимать меры для предотвращения Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна 58. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Уполномоченный по правам субъектов персональных данных реализует государственные гарантии прав субъекта на защиту прав личности в области персональных данных в соответствии с общепризнанными принципами и Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович 143. Правам обязанности грузополучателя Грузополучатель вправе отказаться от прибывшего груза в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования.

При перевозках Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен 154.

Правам обязанности комиссионера Комиссионер вправе: 1) требовать вознаграждения и возмещения расходов, даже если договор не исполнен (по вине комитента);2) заключать договор субкомиссии, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом, если Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь 156. Правам обязанности комитента Комитент вправе: 1) в любое время отказаться от исполнения договора с возмещением комиссионеру причиненных этим убытков;2) давать указания комиссионеру в отношении исполнения поручения;3) требовать представления отчета и передачи всего Из книги Журналистское расследование [litres] автора Коллектив авторов 160. Правам обязанности коммерческого представителя Коммерческий представитель вправе: 1) совершать от имени доверителя только юридические действия;2) отступить от указаний доверителя в двух случаях:• если по обстоятельствам дела это необходимо сделать в интересах Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера Из книги Конституционное право России.

Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна Г. Решения Европейского суда по правам человека Механизм обеспечения соблюдения ЕКПЧ государствами — членами Совета Европы заложен в специальном разделе данного документа и предусматривает особый институт — постоянно действующий Европейский суд по правам человека Из книги автора Раздел II Европейский Суд по правам человека Статья 19. Учреждение СудаВ целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский Суд по правам человека, далее Из книги автора Глава 17.

Обращение к уполномоченному по правам человека Конституцией РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (далее — Уполномоченный). Предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Из книги автора Образец жалобы Уполномоченному по правам человека (Образец с официального сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации)Уполномоченному по правам человекав Российской Федерацииот ____________________________,проживающего ___________________________,тел. Из книги автора 79. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определяется Конституцией РФ и ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».Должность Уполномоченного по правам человека Из книги автора ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ЕСПЧ не обладает правом инициативы.

Он занимается разбирательством дел, поступивших на его рассмотрение.