Постановка на кадастровый учет некапитального объекта

1. Требования к размещению некапитальных объектов


Наличие права собственности на земельный участок — это весьма благоприятная возможность для размещения некапитальных построек, в особенности при существующем запрете на возведение капитальных объектов. Ведь использование участка под размещение временного объекта никак не нарушает этот запрет при определённых «НО». Размещение некапитальных построек на участке, как и любое другое его использование, должно соответствовать:

  • общим требованиям санитарных и пожарных нормативов.
  • земельному законодательству — в первую очередь, ВРИ земельного участка и его градостроительному регламенту,

На участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения — склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Но размещение на таком участке объектов торговли или иного назначения будет неправомерно.

На том же основании невозможно разместить магазин на собственном участке ИЖС/ЛПХ, торговать продуктами, пивом и сигаретами в ларьке на своём садовом участке, или организовать на нём автостоянку. Если на земельном участке будет размещено некапитальное строение, не соответствующее режиму использования участка, претензий со стороны земельного надзора не избежать.

Образуется состав такого административного правонарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению. Это обстоятельство, в случае неустранения правонарушения, влечёт наложение административного штрафа (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ). При условии соблюдения противопожарных и санитарных норм не будет никаких проблем, если на участках:

  1. участках, прпредоставленных для организации КФХ (в том числе и на сельхозземле)
  2. садовых
  3. ЛПХ (в черте населённого пункта)
  4. ИЖС

планируется размещение таких временных построек, как веранды, беседки, барбекю, сараи, ангары, дровники, заборы, дорожки, теплицы, парники, навесы, курятники и др.

Все эти объекты являются вспомогательными по отношению к основной постройке, которой является жилой дом.

Хозяйственные постройки, площадь которых превышает 50 м2 необходимо поставить на государственный кадастровый учёт и зарегистрировать.

Законы Российской Федерации

  1. «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом
  2. «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза»
  3. «Об особенностях перечисления в 2020 — 2022 годах доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества «Сбербанк России» по итогам 2019 — 2021 годов»

Как снять объект капитального строительства с кадастрового учета

1.

В каких случаях вам нужно снять ОКС с кадастрового учета К ОКС относятся здания, строения, сооружения и объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1ГрК РФ). Снять с кадастрового учета нужно: ОКС, который прекратил существовать (п.

4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 15Закона о госрегистрации недвижимости). Например, если объект снесен или сгорел.

В этом случае снятие ОКС с учета будет проводиться (п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 14 названного Закона): — одновременно с госрегистрацией прекращения права на ОКС, если они были зарегистрированы в ЕГРН; При снятии с учета ОКС учитывайте следующее (ч. 7, 8 ст. 40 указанного Закона): — если в здании (сооружении), которое прекратило существование, были поставлены на учет и зарегистрированы права на помещения и (или) машино-места, то одновременно проводится снятие с кадастрового учета и госрегистрация прекращения прав не только на само здание (сооружение), но и на все помещения и машино-места в нем; 2.

Как заполнить заявление о снятии ОКС с кадастрового учета Независимо от того, как проводится снятие с кадастрового учета, одновременно с госрегистрацией прав или отдельно, вам нужно подготовить одно заявление. Оно оформляется по общим правилам.

При этом учитывайте следующие особенности его заполнения: 1) в реквизите 3проставьте знак «V»: — в графе 3.1, если кадастровый учет и госрегистрация проводятся одновременно; — в графе 3.2, при осуществлении только кадастрового учета; 2) в реквизите 5заявления проставьте знак «V» в графе «снятие с учета». 3. Какие документы необходимы для снятия ОКС с кадастрового учета Для снятия ОКС с кадастрового учета как одновременно с госрегистрацией, так и отдельно от нее нужно подготовить один и тот же комплект документов. По общему правилу вместо правоустанавливающего документа в качестве документа-основания нужно представить (п.

7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости): 1) акт обследования, если ОКС прекратил существование. Такой документ подтверждает его гибель или уничтожение (ч.

1 ст. 23 названного Закона); В некоторых ситуациях может потребоваться и правоустанавливающий документ.

Например, если снимается с учета снесенное здание, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН.

Заявление в этом случае может подать только его собственник (п. 2 ч. 2 ст. 15 названного Закона). Поэтому такой документ будет нужен для подтверждения его прав. 4. Как подать заявление и документы для снятия ОКС с кадастрового учета Для снятия ОКС с кадастрового учета как вместе с госрегистрацией, так и без нее установлен единый порядок подачи документов.
4. Как подать заявление и документы для снятия ОКС с кадастрового учета Для снятия ОКС с кадастрового учета как вместе с госрегистрацией, так и без нее установлен единый порядок подачи документов. Снятие с кадастрового учета подтверждается выпиской из ЕГРН.

При этом в реквизите «Статус записи об объекте недвижимости» указывается, что объект снят с кадастрового учета, а также дата его снятия.

Выписку выдадут только в случае, если вы указали это в заявлении(ч.

1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости, п.

38 Приложения N 7 к Приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, п. 247 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).

Регистрация прав на временное строение

Здравствуйте!

Арендатором земельного участка — юридическим лицом построено временное нежилое помещение — 2-х ярусный паркинг. В наличии имеются: -письмо БТИ о том, что 2-х ярусный паркинг является вспомогательным строением и для его строительства не требуется выдачи разрешения; — справка БТИ об идентификации объекта недвижимости, — экспликация, — поэтажный план, — заключение Комитета архитектуры о присвоении адреса объекту недвижимости, — договор аренды земельного участка сроком на 49 лет для эксплуатации комплекса. Подлежит ли такое временное строение государственной регистрации?

Каким документом подтверждается право собственности арендатора на данное строение?

Каков порядок регистрации? 02 Сентября 2015, 10:34, вопрос №961767 Елена, г. Москва

    , ,

500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (8) 10,0 Рейтинг Правовед.ru 24866 ответов 9280 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Екатеринбург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Право собственности на торговый павильон не подлежит государственной регистрации, если это строение не является недвижимостью (ст.130 ГК).

Является ли строение капитальным (недвижимым) или нет определяется БТИ.

Если не является, то собственник оформляет и регистрирует аренду земельного участка (либо его собственность) и все операции осуществляются именно с земельным участком. В Вашем случае не совсем понятно — Вам БТИ выдало документ, свидетельствующий о том, что это сооружение является объектом недвижимости? 02 Сентября 2015, 10:53 0 0 284 ответа 102 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.

Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день! Подлежит ли такое временное строение государственной регистрации?ЕленаВременное строение не подлежит государственной регистрации. Однако из Вашего вопроса следует, что данное сооружение является объектом недвижимости на основании документов выданных БТИ, кроме этого объекту присвоен адрес.

Если объект является недвижимостью, то такое сооружение подлежит государственной регистрации. Для ответа о том, требуется ли фактически государственная регистрация или нет, необходимо увидеть документы выданные государственными органами и БТИ. 02 Сентября 2015, 10:54 0 0 490 ответов 215 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Воронеж Бесплатная оценка вашей ситуации Доброго времени Елена!

Согласно п. 1.1 ГCН 81-05-01-2001 (

«Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ»

) «К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства ремонтно-строительных работ» Исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и

«не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации и ФГУП «Ростехинвентаризация»

, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП).

02 Сентября 2015, 10:55 0 0 5390 ответов 3282 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Проворова Анна Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 5390ответов
  2. 3282отзыва

Елена, добрый день.

Если вы хотите получить право собственности на свое строение, то для начала, Вам нужно поставить его на кадастровый учет, предварительно пригласив кадастровых инженеров и заказав у них кадастровый план.

А потом уже регистрировать собственность в декларативном порядке.

02 Сентября 2015, 10:58 0 0 получен гонорар 33% 7,2 Рейтинг Правовед.ru 6947 ответов 2904 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,2рейтинг

Уважаемая Елена!

Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите во внимание следующее: документами, подтверждающими Ваше право собственности на описанный объект будут договор подряда и акт выполненных работ.

Все. А объект ли это капитального строительства или нет (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) Вам об этом скажет любой кадастровый инженер, справки которого вполне достаточно. 02 Сентября 2015, 11:06 1 0 получен гонорар 33% 1286 ответов 404 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Сургут Бесплатная оценка вашей ситуации Несколько запутанная у Вас ситуация, на первый взгляд движимое имущество, которое не требует никакой государственной регистрации. С другой стороны противоречивые документы БТИ.

Согласно пункту 1 статье 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. При этом, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В случае возведения объекта недвижимости обязательно получение разрешения органа местного самоуправления на строительство и последующий ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). 02 Сентября 2015, 11:06 2 0 8,0 Рейтинг Правовед.ru 11177 ответов 6937 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 8,0рейтинг

Здравствуйте.

Если Вы планируете в последующем продажу или же допустим хотите подстраховаться, то нужно зарегистрировать, в том случае, если данный объект является недвижимым. Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерациине требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.3.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.Тут нужно поставить его на кадастровый учёт, сделать кадастровый план и далее в Росреестр.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.Тут нужно поставить его на кадастровый учёт, сделать кадастровый план и далее в Росреестр. 02 Сентября 2015, 11:08 0 0 получен гонорар 33% 7,8 Рейтинг Правовед.ru 2508 ответов 1694 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Великий Новгород Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,8рейтинг
  2. эксперт

Елена, здравствуйте.

Такое временное строение государственной регистрации не подлежит, да и у Вас нет документов, необходимых для такой регистрации. Согласно ч.1 ст.25 ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.Согласно ч.2 Закона право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства,и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе. У Вас нет ни того, ни другого.

Рекомендуем прочесть:  Окоф выставочная экспозиция

Поэтому, как правильно заметил Григорьев Михаил Юрьевич, Ваше право собственности на временную постройку подтверждают договор подряда, акт приема-передачи выполненных работ. 02 Сентября 2015, 12:07 3 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 05 Апреля 2017, 09:54, вопрос №1597634 20 Июня 2019, 10:43, вопрос №2030520 06 Февраля 2019, 11:24, вопрос №1897524 30 Декабря 2013, 13:28, вопрос №334785 12 Февраля 2017, 15:33, вопрос №1536230 Смотрите также

Не все постройки являются недвижимым имуществом

Федеральная налоговая служба (ФНС), Росреестр и другие ведомства регулярно разъясняют особенности регистрации и налогообложения построек на частной земле, но этим только запутывают ситуацию. Например, в недавней говорится, что из-под налога можно вывести только одну хозпостройку (площадью до 50 кв. м) имеющуюся на участке. При условии, что владелец обратился в налоговую за освобождением постройки от налога.

За все остальные строения, имеющиеся на участке, владелец должен платить налог на недвижимое имущество. На самом деле это не так.Дачникам и владельцам коттеджей надо чётко понимать, что далеко не все принадлежащие им постройки являются ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ.Игорь Цыганаш, руководитель Управления Росреестра по Свердловской области:Допустим, у вас на участке есть стайка (хлев), теплица, сарай.

Скорее всего, они не являются объектами недвижимости, так как не имеют капитального фундамента.

Это некапитальные постройки. Их не надо ставить на кадастровый учёт, регистрировать на них право собственности. Соответственно они не являются объектами налогообложения.

Налогом облагаются только объекты недвижимости – это строения прочно связанные с землёй, перемещение которых невозможно без нанесения им непоправимого ущерба.Причём как замечает Игорь Цыганаш, даже если постройки являются капитальными и формально являются объектами недвижимости, то они будут зарегистрированы (поставлены на кадастровый учёт) только по заявлению собственника. Если собственник не пожелает, то никто его дом, сарай или баню регистрировать насильно не будет.

LJ Magazine

Ставить ли баню и сарай на кадастровый учет?По нашему рейтингу это самый популярный вопрос конца 2016 — начала 2017 г. И это неудивительно. В 2016 г законодатели изрядно напугали налогоплательщиков сообщениями о тотальной инвентаризации всех построек на территории Московской области с помощью аэрофотосъемки, а также внушительными суммами штрафов для владельцев незарегистрированных строений.А если учесть, что большая часть дачников, огородников и садоводов Подмосковья никогда вопросами учета не интересовалась, станет понятной нервозность граждан особенно в отсутствие четких инструкций со стороны властей.В качестве первой помощи для наших читателей, ищущих ответа на животрепещущий вопрос про баню на своем садовом участке приводим следующий практический анализ текущей юридической практики от нашего юриста, эксперта по регистрации недвижимости Евгения Зайцева.

Если не вдаваться в дебри строительных норм и правил, а руководствоваться понятиями, которые закреплены в действующем законодательстве и в практике работы контролирующих, налоговых, органов Мин имущества, то ситуация выглядит следующим образом:Позиция, близкая к официальнойГаражи, бани, сараи, курятники, прочие хоз блоки – подлежат постановке на кадастровый учет.Не подлежат – летние веранды, летние кухни, гаражи – ракушки без фундамента, туалеты, сараи – без фундамента, сборочно-разборочные ангары, теплицы, навесы, палатки, каркасные бассейны – которые совсем не прочные или которые можно с помощью крана перенести с одного места на другое.Размер помещения значения для постановки на кадастр значения не имеет.

Площадь помещения имеет значения для уплаты налогов. Площадь более или менее 50 кв м. имеет значение для определения налоговой базы в соответствии со ст.

406 Налогового кодекса РФ.Если однозначно хоз постройку на участке отнести к объектам капитального строительства нельзя, или есть сомнения в позиции Минимущества и ФНС – у собственников сооружений имеется возможность пригласить кадастрового инженера, чтобы он составил акт обследования и отнёс сооружение к капитальным или некапитальным сооружением.Что говорит мин имущества МОФотофиксация земельных участков и объектов на нем производится с высоты и по факту это могут оказаться сборочно-разборочные ангары, теплицы, навесы, палатки, каркасные бассейны и т.п., не имеющие прочной связи с основанием-фундаментом. В этом случае у собственников подобных строений есть возможность подтвердить отсутствие у него признаков капитальности объекта недвижимости, отправив фотоматериалы на электронный адрес Министерства имущественных отношений Московской области или письмом по адресу: 143407, Московская область, г.

Красногорск, бульвар Строителей д.1.По всем вопросам, возникающим у собственников по регистрации права недвижимого имущества просьба обращаться по телефону горячей линии Минимущества МО 8-916-727-73-05Что говорит Правительство МОРегистрировать необходимо все объекты капитального строительства – дома, гаражи, бани и хозяйственные постройки. При этом налогом облагаются только те строения, площадь которых составляет более 50 квадратных метров. Регистрации не подлежат теплицы, навесы, беседки, бассейны, колодцы и временные постройки.Как узнать, не попал ли ваш объект недвижимости в Реестр не узаконенных домов и строений?Узнать, не попал ли ваш объект недвижимости в Реестр не узаконенных домов и строений можно онлайн.

Для этого достаточно ввести кадастровый номер земельного участка в базе не узаконенных объектов на портале госуслуг Подмосковья, сайте Министерства имущественных отношений Московской области, а также на сайтах муниципалитетов.Владельцы неоформленной недвижимости также получают официальное информационное письмо.

Для этого достаточно ввести кадастровый номер земельного участка в базе не узаконенных объектов на портале госуслуг Подмосковья, сайте Министерства имущественных отношений Московской области, а также на сайтах муниципалитетов.Владельцы неоформленной недвижимости также получают официальное информационное письмо. В нем указан контактный номер специалиста Министерства имущественных отношений МО, который может проконсультировать гражданина по данному вопросу

Новый взгляд на кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав


В преддверии нового закона о государственной регистрации недвижимости В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр. На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП). Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения. Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений.

Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона. Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ.

Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде.

Исключение составят реестровые дела.

В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах. В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет. Сведения о едином недвижимом комплексе Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся.

В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав. Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях: – завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса; – объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав. Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются.

Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета и регистрации прав возложена на Росреестр Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее – Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям.

Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет – подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости. Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот.

В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях: – создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав); – образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд); – прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН; – образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации. Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета.

К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав. В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях: – создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия; – прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН; – изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить: – собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации; – орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.
построенного) объекта недвижимости может представить: – собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации; – орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации. В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить: – в бумажном виде – лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр); – в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости.

Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него.

Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав.

Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт). Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен. В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения.

К ним, в частности, относятся: – несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; – наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; – отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав. В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе: – если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; – в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя. Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины – пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит: – 5 рабочих дней – для кадастрового учета; – 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации; – 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав. Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня. В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры.

При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней. Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр.

Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка). На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений — 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание). Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят: – три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); – шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз. В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например: – органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую; – Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине); – Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях; – суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта; – нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда.

При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение – единственное пригодное для постоянного проживания – выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020. Александр Князев, главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.

Что не нужно ставить на кадастровый учет?

Проблема заключается в том, что далеко не всегда ясно, относится ли постройка к недвижимости или нет.

По основному определению в Гражданском кодексе к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также жилые и нежилые помещения и машино-места.

На практике, в том числе при вынесении судебного решения, одного того признака недостаточно. Поэтому со временем были выработаны, пусть не утвержденные, но достаточно обоснованные критерии отнесения объекта к недвижимому имуществу:

  1. не сборно-разборный характер конструкции;
  2. наличие разрешения на строительство;
  3. самостоятельное нахождение в гражданском обороте;
  4. объект не является составной частью объекта капитального строительства.
  5. соответствие назначения виду разрешенного использования земельного участка;
  6. отнесение к объектам капитального строительства по материалам ранее проведенной технической инвентаризации, проектной и иной документации;
  7. наличие прочно связанного с общей конструкцией капитального фундамента;
  8. наличие подведенных стационарных или временных коммуникаций;
  9. невозможность перемещения без ущерба назначению;

Также существуют сводные перечни видов объектов, предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019. Перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости:

  • тротуары.
  • автопарковки;
  • Мачты (осветительные, радиомачты).
  • Земляная насыпь.
  • Краны стационарные (мостовые, портальные, козловые, консольные, краны-штабелеры), подкрановые пути.
  • Памятники известным людям, мемориальные композиции (комплексы), являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  • Полигоны, омшаники.
  • Ограждение и забор.
  • Береговые объекты навигации.
  • Блочный пункт на газопроводе высокого и низкого давления.
  • асфальтовые покрытия;
  • остановочные пункты;
  • Гидрометеорологические объекты, метеорологические станции. 6. Дамбы.
  • Питомники для служебного собаководства, городок для служебных собак, вольеры для животных.
  • пешеходные дорожки;
  • Автостоянки.
  • Лестницы.
  • Памятники выдающимся людям, скульптурные композиции, посвященные историческим событиям, обелиски, не являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  • Аттракционы.
  • Подпорные стенки.
  • Водозаборные скважины, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  • Могилы, могильники для захоронения отходов, мусора, животных, пункты захоронения отходов, скотомогильники.
  • Объекты, в наименованиях которых присутствуют слова «сборно-разборный».
  • Торговый павильон, совмещенный с остановкой общественного транспорта.
  • Ёмкости, резервуары (подземные, наземные), баки.
  • Водозаборные скважины, артезианские скважины.
  • Рекламная конструкция.
  • Участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные комплексы.
  • Мемориальные доски.
  • Башни сотовой связи.
  • Временные постройки, киоски, навесы.
  • Пожарный пирс.
  • Пруды, водохранилища.
  • Объекты благоустройства с многолетними насаждениями: парки, скверы.
  • Составные части автомобильных дорог:
  • Галереи.
  • светофорные сигнализации;
  • Автомобильная дорога с дорожным покрытием из гравия и щебня.
  • Взлетно-посадочные полосы.
  • Мелиоративные трубчатые сооружения.
  • Плоскостные объекты благоустройства: площади, площадки (в т.ч.

    смотровые), замощения.

  • Плоскостные объекты спорта: площадки (волейбольные, баскетбольные), футбольные поля, поля для гольфа, хоккейные коробки, катки, теннисные корты.
  • Силосные ямы, выгребные ямы.
  • Колодцы, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  • Золошлакоотвалы, хвостохранилища.
  • Беседки.
  • Колодцы.
  • Металлические здания.
  • Фонтаны.
  • Остановочно-торговый комплекс.
  • Веранды.
  • Картодромы, автодромы.

Прочее

Постановка на кадастровый учет Стоимость*: Срок: Кадастровый учет квартиры.

Оформление. Документы. Стоимость Стоимость*: от 8 000 Срок: 10 Кадастровый учет комнаты Стоимость*: от 8 000 Срок: 10 Кадастровый учет участка Стоимость*: от 11 000 Срок: 10 Кадастровый учет дома Стоимость*: от 23 000 Срок: 10 Кадастровый учет машино-места Стоимость*: от 23 000 Срок: 10 Кадастровый учет гаража Стоимость*: от 23 000 Срок: 10 Кадастровый учет незавершенного строительства Стоимость*: от 23 000 Срок: 10 Кадастровый учет помещения Стоимость*: от 23 000 Срок: 10 Подготовка технического плана Стоимость*: Срок: Подготовка технического плана квартиры, комнаты Стоимость*: от 10 000 Срок: 5 Подготовка технического плана дома Стоимость*: от 25 000 Срок: 8 Подготовка технического плана здания Стоимость*: от 25 000 Срок: 8 Подготовка технического плана нежилого помещения Стоимость*: от 25 000 Срок: 8 Подготовка межевого плана Стоимость*: от 5 000 Срок: 5 Техническая инвентаризация Стоимость*: Срок: Инвентаризация квартиры Стоимость*: от 5 000 Срок: 8 Инвентаризация дома Стоимость*: от 20 000 Срок: 8 Инвентаризация незавершенного строительства Стоимость*: от 20 000 Срок: 8 Инвентаризация помещения Стоимость*: от 20 000 Срок: 8 Снятие с кадастрового учета Стоимость*: Срок: Снятие участка с кадастрового учета Стоимость*: 20 000 Срок: 8 Снятие дома с кадастрового учета Стоимость*: 20 000 Срок: 8 Снятие помещения с кадастрового учета Стоимость*: 20 000 Срок: 8 Постановка на кадастровый учет для юридических лиц Стоимость*: от 5 000 Срок: 5 Кадастровый инженер Стоимость*: Срок: Образцы документов Кадастровый паспорт дома Технический план сооружения Межевой план ← Назад к списку новостей

Требуют ли регистрации дворовые постройки?

В кадастре отражаются те объекты, которые в дальнейшем регистрируются на определенного владельца или группу лиц (при долевой собственности). Что касается туалета, бань и сараев, не имеющих фундамента, их ставить на учет не нужно. Если владелец земли все-таки принял решение провести регистрацию этих объектов, для них предусмотрен более простой порядок («дачная амнистия»).