Политическое убежище гражданам каких стран

Политическое убежище гражданам каких стран

Политическое убежище в Украине


Практически полное отсутствие социальных гарантий от государства делает эту страну непривлекательной для беженцев. Тем не менее существует определенный контингент, стремящийся переехать именно в эту страну.Чтобы получить статус беженца, им необходимо:

  • Подать заявление в течение 5 дней после прибытия. Срок рассмотрения — 3 дня.
  • При получении статуса беженца выдается удостоверение, которое необходимо ежегодно продлевать. Обо всех передвижениях внутри страны и об изменении места жительства необходимо оповещать миграционные службы.
  • При одобрении заявления выдается справка о законности пребывания на Украине и приглашение на интервью. На этом этапе предоставляется временное жилье и возможность временного трудоустройства. Проводится медицинское обследование и оказывается необходимая правовая помощь.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры принятия статуса беженца, получить его очень непросто.

pora_valit

Отсюда:

Акция против ужесточения порядка предоставления политического убежища. Берлин, апрель 2015 года. Фото: Markus Heine / NurPhoto / AFPВ последнее время все больше россиян вынуждены покидать родину из-за политически мотивированных преследований со стороны властей. О том, как в Европе обстоят дела с предоставлением иммигрантам статуса политических беженцев, Открытой России рассказала Дженни Курпен, координатор гуманитарной организации Human Corpus.

Human Corpus оказывает правовую помощь гражданам России и других государств бывшего СССР, которые решили покинуть родную страну из-за политических преследований и систематического нарушения их прав— Есть какие-то универсальные советы для российского активиста, который решит уехать из страны, чтобы избежать репрессий?— Нужно иметь загранпаспорт и, в идеале, визу в какую-то более или менее приличную страну. Для людей, которые составляют классическую группу риска, это первое правило техники безопасности.

Если человек полез в какую-то гражданскую или политическую активность, имея намерение потом, «если что», уехать и просить убежища, но при этом не имеет загранпаспорта, — то по нынешним временам это довольно странный человек.— Что такое в данном случае «приличная страна»?— Это одна из стран Шенгенской зоны, более широко — Евросоюза.

Это один из наиболее реалистичных вариантов.

Есть еще трудные в плане получения визы США и Канада.Но мы, говоря о статусе беженца, в большинстве случаев имеем в виду все-таки Европу.Еще один универсальный совет: нужно понимать, что такое Дублинская конвенция, какой список стран она охватывает, как работает.На самом деле человек крайне редко может выбрать страну для убежища.

Он или едет в страну имеющейся визы, или он просит убежища в первой стране Дублинского соглашения по пути своего следования, если едет нелегально.Еще один важный момент: после получения статуса беженца заявитель не может поехать не только в страну происхождения, но и в ту третью страну, из которой его забрали, если была процедура переселения. Например, если человек уехал из России в Украину, а оттуда был переселен в одну из стран ЕС.— Что такое Дублинское соглашение?— Так называемый регламент «Дублин-III», который регулирует миграцию на территории Шенгенской зоны и состоит в максимально быстром определении государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, установлении разумных сроков для каждой фазы определения ответственного государства-члена и предотвращении злоупотреблений процедурами убежища в форме подачи нескольких заявлений. В рамках этого регламента происходит сдерживание и перераспределение потоков беженцев.

В соответствии с Конвенцией, которую подписали все страны Евросоюза, человек может претендовать на статус беженца только в стране, выдавшей ему визу, если он едет легально. Если, например, у человека шведская шенгенская виза, то он должен просить убежища в Швеции.

Если он попросит его в другой стране Шенгена, его депортируют в Швецию.Вот еще одна важная штука: например, есть такая страна — Греция, которая данный момент представляет собой страну, абсолютно непригодную для получения в ней статуса беженца и не годится в качестве гаранта международной защиты, однако многие принимающие страны, в частности, Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, подписали временно действующий документ об отмене депортации по Дублинской конвенции заявителей с греческими визами. Как и все политические решения, это — лишь временная мера, связанная с нестабильной и небезопасной обстановкой в Греции, и рассматривать такой вариант выезда с последующей легализацией можно только как запасной.

Иммигранты из Азии в греческом порту Пирей.

Фото: Panayiotis Tzamaros / NurPhoto / AFP— А если человек попал на территорию Евросоюза нелегально?— Если, например, из России через Белоруссию человек нелегально попал в Литву, но решил в Литве убежища не просить, а ехать дальше, и попросить убежища в какой-то более соответствующей его желаниям стране, то в ходе «дорожного интервью» (первая беседа, которую назначают, когда человек вступает в процедуру соискания статуса беженца) будет установлено, что первая страна его маршрута — это Литва, и его отправят обратно в Литву.— Какие нужно иметь документы, подтверждающие, что ты имеешь право претендовать на убежище?— Для упрощения рабочих задач мы для себя и для потенциальных заявителей выделили три примерные группы документов.Первая — документы, подтверждающие преследование.

Фото: Panayiotis Tzamaros / NurPhoto / AFP— А если человек попал на территорию Евросоюза нелегально?— Если, например, из России через Белоруссию человек нелегально попал в Литву, но решил в Литве убежища не просить, а ехать дальше, и попросить убежища в какой-то более соответствующей его желаниям стране, то в ходе «дорожного интервью» (первая беседа, которую назначают, когда человек вступает в процедуру соискания статуса беженца) будет установлено, что первая страна его маршрута — это Литва, и его отправят обратно в Литву.— Какие нужно иметь документы, подтверждающие, что ты имеешь право претендовать на убежище?— Для упрощения рабочих задач мы для себя и для потенциальных заявителей выделили три примерные группы документов.Первая — документы, подтверждающие преследование. Это постановления о привлечении, обвинительные заключения, вызовы на следственные действия, протоколы обысков, допросов, материалы уголовного дела. Даже если это документы, подтверждающие, что человек проходит по делу в качестве свидетеля, в Финляндии, например, можно объяснить, что уже через месяц заявитель запросто может обнаружить себя в другом процессуальном статусе и быть подозреваемым.

Это могут быть решения судов по административным делам, протоколы задержаний, рапорта сотрудников правоохранительных органов, квитанции об уплате штрафов или постановления, обязывающие оплатить их.

Также в эту группу документов могут входить списки, подобные списку экстремистов и террористов Росфинмониторинга, документы о признании каких-либо принадлежащих заявителю текстов, видеороликов, музыкальных произведений и другого экстремистскими материалами. Словом, это документы, условно говоря, ментовского, следственного и судебного происхождения.Вторая группа документов — это свидетельства дискриминации и насилия.

Это особенно касается заявителей — представителей ЛГБТ.

Тут могут быть медицинские документы — зафиксированные побои, а также видео и фото с акций, где происходит насилие, свидетельства дискриминации на учебе, на работе, свидетельства о попытках органов опеки отнять детей.Третья группа документов — подтверждение активистской деятельности и участия в протестном движении, сотрудничества с правозащитными организациями, волонтерская работа.

Тут могут быть медицинские документы — зафиксированные побои, а также видео и фото с акций, где происходит насилие, свидетельства дискриминации на учебе, на работе, свидетельства о попытках органов опеки отнять детей.Третья группа документов — подтверждение активистской деятельности и участия в протестном движении, сотрудничества с правозащитными организациями, волонтерская работа. То есть свидетельства того, что есть мотивы для преследования.

Это и публикации в СМИ, и письма поддержки, и рекомендации от медийных персон, уважаемых и известных правозащитных организаций.— Поговорим о конкретных странах. Например, Нидерланды. Все мы помним мрачную историю российского активиста , просившего в этой стране убежища. Он получил отказ, его должны были депортировать в Россию, и он покончил с собой.

То есть в Нидерланды лучше не ехать?— Вот тут как раз возможность давать универсальные советы заканчивается, потому что для каждой конкретной категории лиц, претендующих на убежище, для каждого типа дела, есть более и менее подходящие страны.Нидерланды — одна из не очень подходящих стран и для россиян, и вообще для беженцев. Дело Долматова очень ярко свидетельствует об определенной стратегии голландского миграционного ведомства.

Первое его решение почти по 100% заявителей — это отказ.

Это не касается только тех соискателей убежища, которые попадают туда по квоте — например, через Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Но квоты в большинстве случаев по понятным причинам касаются «гуманитарных беженцев» — людей из Сирии, Сомали, Афганистана и так далее. Не мандатным, не квотным беженцам я не рекомендую ехать в Голландию.

Они стремятся дать отказ сразу, а потом, ссылаясь на всякие технические проблемы, нехватку персонала, занятность адвокатов, пропускают сроки апелляции, и человек подлежит депортации.

Акция протеста беженцев, которым отказали в убежище, в Гааге. Фото: Jaap Arriens / NurPhoto / AFPЗато с соседней Бельгией дела обстоят несколько лучше. Да, это сложная страна в смысле получения визы.

У этой страны сложная внутренняя структура — там есть французская часть, и есть фламандская часть, которые сильно отличаются друг от друга, в том числе и техническими аспектами процедуры. Но в Бельгии короткая процедура получения статуса, и миграционное ведомство действительно изучает дела в ходе решения вопроса о предоставлении статуса.— А как обстоят дела в Северной Европе?— Это страны с разными миграционными законодательствами, с разными политическими климатами внутри, с разными миграционными и интеграционными стратегиями, с разными отношениями с Россией.Что касается Финляндии, то тут ситуация для россиян, просящих статус беженца по политическим мотивам, в принципе нормальная. Если у человека действительно есть веские основания просить убежище, есть подтвержденная история, то это вполне реально.

В Финляндии хорошо понимают, что происходит в России.

Это относительно нормальная, простая страна с точки зрения процедуры получения статуса, с точки зрения работы миграционной службы. В Финляндии есть другие проблемы, но они не касаются процедуры и принятия решения об убежище.Швеция — тоже неплохая страна. Она тоже хорошо знакома с ситуацией в России.

Также она хороша и для убежища для представителей ЛГБТ. У меня, правда, большие вопросы к социальной политике Швеции: я вижу серьезные противоречия между цифрами — теми показателями количества беженцев, которое они готовы принимать и озвучивают в начале каждого года, — и тем социальным обеспечением этих намерений, которое они готовы гарантировать.

Тут одно явно не соответствует другому, это вызывает различные технические и бытовые проблемы, конфликтные ситуации, различные публичные жесты отчаяния, такие как, например, самосожжение и так далее.Но в Швеции относительно несложно получить убежище, если на то, опять же, есть реальные причины.

Там хорошо работает механизм установления фактов по миграционному делу; в том, что касается самых разных политических, социальных, экоактивистов, сотрудников НКО, журналистов, блогеров, — это вполне нормальная страна.Норвегия — сложная.

Я даже не уверена, что есть смысл о ней как-то слишком много говорить. Попасть туда практически невозможно, виз россиянам туда дают мало, беженцев она и в целом принимает мало. Например, Швеция приняла одних сирийцев в 2014 году 60 тысяч, а Норвегия приняла полторы.При этом раньше была целая волна беженцев из России в Норвегию — это кавказская история, связанная с трагическими событиями обеих чеченских войн; подавляющее большинство в то время попадало в Норвегию нелегально.Я думаю, что в будущем в Норвегии ситуация для российских политических беженцев изменится — в Норвегии хорошо понимают, что происходит в России, есть здравый смысл, вдумчивость, рациональность и воля к переменам.

Я очень многого жду от этой страны в будущем.— Самая крупная западноевропейская страна, о которой в России часто любят говорить как о стране для убежища, — это Германия.

Что у нас с Германией?— Это умеренно удачная страна для ЛГБТ — там уже есть какое-то количество положительных случаев предоставления убежища этой категории.Но это неудачная страна для людей, которые просят убежища по политическим мотивам. Причин тут несколько.Во-первых, Германия является лидером по числу обращений.
Причин тут несколько.Во-первых, Германия является лидером по числу обращений. Там не очень хорошо понимают, что происходит в России, не очень любят заниматься выяснением причин, по которым человек решил приехать, не сильно озабочены оценкой предоставленных доказательств и так далее.

Плюс ко всему, нужно понимать, что Германия — это страна, в которых своих политзеков уже около 300 человек.

Акция против ужесточения порядка предоставления политического убежища.

Берлин, апрель 2015 года. Фото: Markus Heine / NurPhoto / AFP— Что это за политзеки?— Это самые разные люди — анархисты, антифа, правые. Они сидят по итогам участия в массовых акциях, закончившихся столкновениями с полицией.Поэтому отношение к людям, которых обвиняют, например, по статье 212 УК РФ («массовые беспорядки»), или 318 УК РФ («применение насилия в отношении полицейского»), или 319 УК РФ («оскорбление представителя власти) там будет как минимум подозрительным, и как максимум — негативным по определению: у них свои такие сидят.— Имеет ли смысл пытать счастье в Британии и Франции?— Великобритания имеет особую и весьма жесткую миграционную политику, особый режим въезда на свою территорию.

Россиянам без стабильно хорошего дохода, без приличного счета и иных гарантий туда достаточно сложно попасть.К тому же, это не самая дружественная страна для беженцев вообще — и объективно, если анализировать миграционную стратегию, и по духу, по внутренним установкам.Что касается Франции — я всегда упоминаю Францию в паре с Италией. Обе эти страны сильно перенаселены беженцами, с точки зрения социальной политики это неблагополучные места. Туда имеет смысл ехать, если у тебя просто железные основания для получения статуса беженца, чтобы просто там жить, полагаясь на свои силы и средства, на самостоятельное решение всех бытовых вопросов — от быстрого трудоустройства до аренды приличного жилья (что крайне непросто для человека в обсуждаемом нами статусе), и ни на какое содействие государства особо не рассчитывая.Подавляющее большинство людей попадает во Францию и Италию по воде.

Это в основном Африка — Сомали, Ливия. И на фоне этого вала дел, безумного трагического фона, связанного со смертью как повседневностью, какие-то там россияне, которые прилетели и что-то рассказывают про репрессии, — это на грани комичного.— Схожая история, наверное, и с Испанией?— Да, в Испании тоже есть жуткая перенаселенность, к тому же там идет сейчас сокращение бюджетных расходов на миграционные центры.

У нас есть человек, который вступил в процедуру в Испании. Он поначалу был поселен в хостел вместе с другими новоприбывшими.

Затем, после первых формальных действий по вступлению в процедуру, соискателей переселяют в места длительного проживания. И таким местом длительного проживания может запросто стать городская ночлежка для бездомных, которая представляет собой просто помещение с койками.

Там можно переночевать, за твои вещи никто не несет никакой ответственности, а в шесть утра оттуда нужно уйти, потому что там можно только ночевать. Питаться людям могут предложить в бесплатных столовых для нищих — правда, кормят в этих столовых неплохо. Большинство людей стремятся попасть на проживание в центры в Мадриде или Барселоне, но мест не хватает, и за места приходится биться.Но вместе с тем Испания — это место, в которое можно ехать представителям ЛГБТ.

Там есть много государственных и негосударственных организаций, которые этой категорией заявителей действительно занимаются.

После того, как в Испании был принят закон о равных браках, такие дела начали рассматривать с несколько иным вниманием и отношением. Формально процедура получения статуса такая же, но на деле к этим людям особое отношение. При этом людям с ВИЧ, онкологией и другими серьезными заболеваниями, требующими постоянного наблюдения и терапии, я бы не советовала туда ехать: социалка не предполагает там должного в таких случаях медицинского обеспечения ни после, ни, тем более, до получения статуса.

Иммигранты из Африки в испанском городе Тарифе.

Фото: Marcos Moreno / AFP— Вернемся на восток. Каково положение дел в Центральной Европе — Польше, Чехии?— Про Чехию я ничего не знаю.

Я знаю лишь, что там работают очень сильные и серьезные правозащитные и гуманитарные организации, и прекрасные люди в них. И думаю, что мы не слышим про Чехию именно потому, что там все вопросы решаются нормально.Что касается Польши, то если есть возможность туда не ехать — то не надо.— То есть поляки — недружелюбные, правые ребята?— Поляки — разные ребята, как и все остальные. Дело не в этом. В Польше нет никаких условий для проживания в ожидании получения статуса, там чудовищная коррупция, все деньги, которые выделяются на реформирование миграционной системы, на ремонты центров содержания мигрантов, на обеспечение хотя бы минимально приемлемых условий, — все это оседает в карманах чиновников разных уровней.

Вот совсем недавно люди присылали нам фото и видео из одного из польских лагерей, где они сейчас находятся. Условия там действительно ужасные. И речь не только об антисанитарии, питании и повседневном быте; речь уже о нетерпимости, перешедшей из вербальной стадии в стадию реального физического насилия.— Мы неизбежно должны коснуться в нашем разговоре Украины.

И речь не только об антисанитарии, питании и повседневном быте; речь уже о нетерпимости, перешедшей из вербальной стадии в стадию реального физического насилия.— Мы неизбежно должны коснуться в нашем разговоре Украины.

Для огромного количества российских политических активистов Украина является самой притягательной страной в плане эмиграции.

Это обусловлено как их политическими пристрастиями, симпатиями к украинской революции (то есть, по большому счету, эмоциональным фактором), так и сравнительной легкостью попадания туда. Ну то есть мы знаем, что для российских граждан мужского пола есть определенные препятствия — усиленная проверка на границе по линии погранслужбы и СБУ. Но при этом для поездки в Украину пока не нужна виза.

Также многие считают благоприятным моментом отсутствие языкового барьера, воспринимают Украину как страну, похожую на Россию, только без Путина.— Это безумно смешно.

Действительно, многие всерьез верят, что всех, кто не любит Путина и поддерживает Украину, примут и дадут статусы беженца, гражданство, квартиру в Киеве и прочее. На самом деле за все время, которое прошло после революции, в Украине получил статус беженца один-единственный гражданин России — алтайский активист Андрей Тесленко с семьей.

О нем есть подтвержденная информация.— Но ведь при Ющенко ситуация в этой сфере была иная?

В чем отличие Украины Ющенко от Украины Порошенко?— При Ющенко статус давали всем, кто обратился. Я думаю, тут ситуация простая.

Украинская власть всегда строилась на чистом популизме, это стиль, особенность, традиция. Если популизм Ющенко заключался в том, что «мы поддержим всех, кто против российской власти», то популизм Порошенко заключается в том, что «мы пошлем подальше всех, кто как-то связан с Россией». Сегодня по вполне понятным причинам массовый общественный запрос в Украине таков.

Андрей Тесленко с семьей.

Фото: Sarah Hurst / FacebookЕсть еще одна неожиданная страна, довольно благоприятная для беженца: это Аргентина. В нее не нужна виза, достаточно загранпаспорта.

Там свободное пребывание в течении 90 дней, легко получить вид на жительство и достаточно легко получить статус беженца, особенно для ЛГБТ.— В заключение поговорим о Прибалтике. Это три страны, они сами по себе довольно разные, и, надо полагать, разные они и в миграционном вопросе?— Самая популярная прибалтийская страна для российской политэмиграции — это Литва.

Это вообще одна из самых благоприятных, наряду со Швецией и Финляндией, стран для политических беженцев, там реально получить статус.

Минус Литвы — там нет никакой социалки для беженцев, плюс достаточно высокая безработица и коррупция.Что касается Латвии, то недавно латвийский парламент концептуально в первом чтении новый закон о предоставлении убежища, который будет регулировать их права. Думаю, благодаря этому закону Латвия станет более благоприятной для беженцев страной и станет новым фактором распределения потока.В Эстонии сложнее с русским языком, сложнее с интеграцией.

Ситуация с социалкой и безработицей в целом сравнима с латвийской и литовской; в этой стране есть собственный отток населения.Помимо получения самого статуса беженца, нужно задумываться об интеграции.

Есть ряд стран, где интеграционные процессы очень сложны, и для получения гражданства там необходимо прожить не менее 10 лет, например, в тех же Латвии и Литве.Есть страны, в которых есть социальное обеспечение беженца во время интеграционного периода — пособие в тех или иных пределах, субсидирование жилья, помощь в трудоустройстве, какие-то права на медицинское обслуживание, на учебу. Но есть страны, где ничего этого нет — человек получает статус и все. И ему нужно самому как-то найти жилье, работу, как-то выучить язык.

В статусе беженца это все очень и очень непросто — в большинстве принимающих стран эта категория неизменно остается самой уязвимой и бесправной, несмотря на наличие полного пакета документов и прав, гарантированных конституцией и миграционным законодательством.Например, в Финляндии интеграционный период длится как минимум три года, на протяжении которых человек получает пособие, в течение года с небольшим учит язык. После окончания учебного заведения человек продолжает получать обычное пособие по безработице, а также в определенных пределах может подрабатывать, получая сумму не выше определенной законом. Если появляется ребенок, то интеграционный период продлевается еще на три года.Tags: , , ,

Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства

Важно!

Ходатайство о предоставлении политического убежища пишется на русском языке. Документ составляется на имя Президента РФ. Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см.

Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

Позаботиться о подаче ходатайства необходимо в течение 7 дней после пересечения границы России или обнаружения препятствий к выезду в страну принадлежности.

При себе необходимо иметь:

  1. разрешение на временное проживание или вид на жительство (для апатридов);
  2. 2 фото (если фотографий нет, их можно сделать прямо в отделении ГУВМ МВД).
  3. удостоверение личности (общегражданский паспорт, загранпаспорт, ID-карта и т.д.);

По месту подачи прошения будет также проведена дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Будет также проведен индивидуальный опрос, по итогам которого сотрудник ГУВМ МВД заполнит опросный лист и анкету.

Читайте также статью ⇒ .

Документы, необходимые для получения политического убежища

Проблема беженцев в Европе продолжает оставаться актуальной и в 2019 году.

С началом активных боевых действий в Сирии потоки беженцев хлынули на европейский континент. С юга же Европу атакуют вынужденные мигранты из африканских стран. Незванные гости, отличающехся от коренных европейцев не только цветом кожи, но и менталитетом, уровнем культуры, отсутствием стремления к соблюдению законов наводнили города старушки-Европы.

Всё это не могло не вызвать протеста у привыкших к размеренному образу жизни европейцев. Европейские правительства в 2019 году стали ещё более жёстко бороться с наплывом вынужденных мигрантов. В частности, Германия, которая на протяжении нескольких лет была одним из основных поборников прав беженцев, сегодня выступает за ограничение потока вынужденных мигрантов в европейские страны.

Ангела Меркель подверглась риску проиграть выборы, поскольку именно она являлась вдохновителем политики поддержки вынужденных мигрантов, в результате чего облик самой Германии несколько изменился. Только в 2019 году во время попытки нелегального проникновения в Евросоюз через Средиземное море погибло более тысячи вынужденных мигрантов из африканских стран.

Основной трафик из африканских стран пролегает через Средиземное море. Африканские вынужденные мигранты направляются в Европу через Испанию, Португалию, Италию, Мальту. В то же время беженцы с Ближнего Востока направляются в Европу через Грецию и балканские государства.

Турецкое правительство во главе с президентом Эрдоганом, по согласованию с Европейским Союзом, старается всеми силами ограничить трафик через территорию Турции, создавая лагеря для вынужденных мигрантов и оказывая последним всяческую поддержку за счёт средств, выделяемых Евросоюзом на эти цели. В предыдущие годы европейские правительства договорились об ужесточении контроля на внутренних границах Евросоюза, а также о введении квот на приём беженцев для каждой из стран, входящих в это межгосударственное формирование. В ближайших планах европейских правительств фигурирует создание региональных центров, где будет происходить высадка вынужденных мигрантов, а также увеличение размеров финансирования для Турецкой республики и североафриканских государств.

Эти средства, как предполагается, пойдут на ужесточение пограничного контроля в этих странах и создание дополнительных лагерей для беженцев. Переполненные мигрантами утлые суденышки не всегда выдерживают нагрузку Россия не переживает столь драматичного кризиса мигрантов, подобного европейскому.

Тем не менее за последние годы в результате боевых действий на Юго-Востоке Украины в России оказалось множество украинских вынужденных мигрантов. Многие из них запросили статус беженца.

Также сегодня в России множество официальных беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и некоторых других стран. У меня есть товарищ — бывшего иракский беженец, курд по национальности Халим.

Он покинул родной Курдистан в 16 лет, спасаясь от репрессий со стороны иракских властей в отношении курдов (в то время у власти в Ираке ещё был Саддам Хусейн). Вместе с Халимом родину покинули десятки тысяч представителей курдского народа.

На территории Российской Федерации Халим оказался нелегально и сразу же запросил политического убежища. Первоначально курдского юношу определили в специальный центр для вынужденных мигрантов. Он находился там вместе со своими друзьями на протяжении трёх месяцев, в течение которых российские власти проводили верификацию вынужденных мигрантов.

Молодые люди были обеспечены полноценным питанием, одеждой и возможностью учить русский язык.

Через четыре месяца Халим получил официальный статус беженца. На протяжении следующих четырнадцати лет государство предоставило ему сначала возможность окончить школу, получив среднее образование, а далее бесплатно учиться в ВУЗе.

Сейчас он уже успешный специалист в медицинской сфере.

  1. специальное заявление, где указываются причины, по которым человек просит предоставить убежище.
  2. паспорт лица, которое просит предоставить убежище (оригинал и копии 2-х первых страниц), а также копии всех остальных заполненных страниц;
  3. 4 фотографии;
  4. диплом об образовании (если есть);
  5. анкета специальной формы (бланк ходатайства), заполняется по специальному образцу. Здесь указываются данные (ФИО и иные сведения). С содержанием анкеты можно предварительно ознакомиться на сайте ФМС;
  6. если прошение подается и на детей заявителя, предоставляется свидетельство о рождении;
  7. если есть трудовая книжка, ее тоже подают;
  8. уведомление о прибытии;
  9. копия миграционной карты;
  10. свидетельство о браке (если имеется);

Евросоюз

Страны а в вопросах экстрадиции не однозначны.

Если в Австрии, подобно Великобритании, выдача беглецов скорее исключение, чем правило, то в Польше – это нормальная практика. Однако в последние годы австрийское правительство трижды отправляло российских беглецов.

И сейчас на первом месте по надежности укрытия стала Швеция. Ее даже окрестили «тихим прибежищем террористов», за то, что страна не выдает даже тех, кого преследуют не за экономические, а за уголовные преступления. Многие считают надежной Францию, за то, что экстрадицию тут должен лично одобрить премьер-министр.

Но ситуация постоянно меняется и все больше россиян, которые бегут в Европу от преследований, рассматривают Францию, как перевалочный пункт. И спешат перебраться через Ла-Манш в старую добрую Англию.

Законодательная основа

Сама формулировка политического убежища (ПУ), основания для его получения и нюансы оформления регламентируются длинным перечнем законов:

  1. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. ;
  2. Положением «О порядке предоставления РФ политического убежища»;
  3. Конвенцией ООН (1951 год);
  4. Конституцией РФ;
  5. Приказом ФМС России (от 5 дек. 2007 года).
  6. Протоколом 1967 года;

Россия дает политическое убежище в соответствии с международными законодательными нормами, затрагивающими оформление этого статуса.

В большей степени они носят рекомендательный характер. Тогда как законы, разработанные и принятые российским правительством, полностью регламентируют процесс предоставления ПУ и другие нюансы.

Как получить политическое убежище в России

Содержание статьи Иностранец или лицо без гражданства по той или иной причине могут обратиться в консульство выбранной страны с целью подачи заявления на получение вида на жительство или гражданства. Однако, в ряде случаев человек может получить политическое убежище в России.

Возможно вам будет интересно:

Понятие и порядок предоставления политического убежища в РФ рассмотрены в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746 (далее — ФЗ о политическом убежище). В соответствии со статьей 63 Конституции России, политическое убежище предоставляется иностранцам по общепринятым нормам международного права. Статья 63 Конституции РФ:

«Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.»

Согласно пункту 2 раздела I ФЗ о политическом убежище данный термин обозначает право на въезд в страну, предоставленное иностранным гражданам, подвергшимся политическому или религиозному преследованию в своем родном государстве.

Убеждения иностранца не должны противоречить принципам, признанным международным правом. Пункт 2 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного прав.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.»

Право политического убежища в РФ предоставляется после подписания соответствующего приказа Президентом Российской Федерации (пункт 3 раздела I ФЗ о политическом убежище).

Таким же приказом данное право теряет свой статус (например, при возврате гражданина в родную страну). Пункт 3 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.» В соответствии с пунктом 5 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746, въезд в страну будет отказан следующим категориям физических лиц:

  1. обвиненные или виновные в преступлениях, противоречащих принципам ООН;
  2. обвиненных в совершении уголовных преступлений, вынесенных по законодательству, действующему на территории России;
  3. проживающее в стране, с которой Россия заключила договор о безвизовом пересечении границы;
  4. проживающие в третьих странах мира и не имеющие угрозу преследования;
  5. прибывшее из страны, где развита демократическая правовая основа защиты человека (список таких стран ежегодно составляют представители Министерства иностранных дел РФ);
  6. наличие гражданства третьей страны, где нет угрозы преследования;
  7. не желает возвращаться на родину по экономическим причинам (безработица, голод, эпидемии, забастовки и прочее).
  8. представлены недостоверные сведения в ходатайстве;

Институт политического убежища подробно рассмотрен в Указе Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746. Прошение о политическом убежище осуществляется с помощью подачи ходатайства на имя Президента Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 раздела I ФЗ о политическом убежище, письменное ходатайство должно быть подано в территориальное отделение Министерства внутренних дел РФ в течение 7 календарных дней с момента прибытия на территорию России. В электронной форме ходатайство не будет принято.

На время рассмотрения ходатайства иностранцу выдается справка, подтверждающая законность его пребывания в России.

После получения статуса политического убежища справка изымается выдавшим ее уполномоченным органом. Пункт 8 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством.

Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.» Кроме того, политическое убежище предоставляют не только обратившемуся с ходатайством, но и членам его семьи. Согласно пункту 9 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746, ходатайство должно содержать автобиографические данные о просителе и обстоятельства, свидетельствующие о мотивах прошения убежища.

Пункт 9 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746:

«В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.»

Процедура рассмотрения ходатайства подробно изложена в пунктах 10, 11 ФЗ о политическом убежище. Участие в рассмотрении данного документа принимают МВД РФ, МИД России, ФСБ РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте России.

Пункт 10 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.» Пункт 11 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.» В соответствии с пунктом 15 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746 при принятии решения об удовлетворении ходатайства просящему и членам его семьи выдают свидетельство установленного образца.

Пункт 15 раздела I Указа Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746: «Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.»

Категория иностранцев, подавая ходатайство на получение убежища, просят признать их политическими беженцами. Порядок присвоения данного статуса утвержден Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах».

Политические беженцы отличаются от других групп иностранцев тем, что получение убежища мотивировано гонениями на родине на фоне политических проблем и убеждений. Одним из ярких примеров политических беженцев можно привести Эдварда Сноудена. Если у вас возникли вопросы по возможности получения политического убежища, о заполнении ходатайства и сбору пакета документов, то вы можете обратиться к специалистам территориального отделения МВД РФ по месту пребывания.

Какими законами регулируется предоставление статуса беженца?

Получение политического убежища – это особое право гражданина, которое закрепляется в Конституции и в иных нормативных актах. Россия, как субъект международного права имеет полномочия, как предоставлять политическое убежище заявителям, так и отказать в этом.

Вопросы по предоставлению убежища регулируются в Конституции России (ст.63 и 89). В данных статьях указано:

  1. российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
  2. Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.

Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года.

В этом нормативном акте в основном акцентируется внимание на том, что предоставление убежища должно совпадать с интересами РФ.

Порядок получения временного убежища регулируется и ФЗ «О беженцах» (ст.12). Есть еще и государственные договоренности по предоставлению убежища на международном уровне, но они носят только декларативный (рекомендательный) характер.

Порядок и способы подачи запроса

Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.

Заявитель обращается лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища). Должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их копии, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя, а также осматривает пальцы (ладони) рук в целях выявления открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отсутствия в день обращения заявителя членов семьи, прибывших с ним, либо наличия у заявителя, членов его семьи на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону, и выдается справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должна содержать причины отказа. При необходимости установления личности заявителя, находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, по инициативе территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства об установлении личности в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

осуществляется процедура установления личности.

По завершении процедуры установления личности заявителя с ним согласовываются дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища). При приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) от уполномоченного представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), осуществляет выход (выезд) по месту пребывания или фактического проживания заявителя. Дата и время выхода (выезда) должностного лица согласовываются с уполномоченным представителем либо с заявителем по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) принимается от каждого члена семьи заявителя, достигшего возраста восемнадцати лет.

Прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство (заявление) заявителя. Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) заполняется на русском языке.

Если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство (заявление) на русском языке, то ходатайство (заявление) заполняется с участием переводчика уполномоченным должностным лицом. Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета МВД России.

В случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону. Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика). В день поступления в территориальный орган МВД России ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) при личном посещении заявителем и членами его семьи территориального органа МВД России либо выходе (выезде) по месту пребывания или фактического проживания заявителя в отношении его и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации проводятся процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, признанного недееспособным, а также несовершеннолетних детей, достигших возраста шести лет, проводится в присутствии их законных представителей.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, проводится в присутствии его попечителя. Если у заявителя отсутствует рука или какие-либо пальцы, в соответствующих им свободных местах дактилоскопической карты делается отметка с указанием года потери руки или пальца. В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.

В случае идентификации личности заявителя или членов его семьи по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных лиц не проводится. При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) уполномоченным должностным лицом проводится опрос заявителя с заполнением анкеты.

Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным должностным лицом, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки либо с использованием компьютерной или машинописной техники, на русском языке.

В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 35 x 45 мм. Если заявитель не владеет русским языком, то ему предоставляются услуги переводчика.

Каждая страница анкеты подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика). В анкете указываются биографические данные заявителя и излагаются обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.

После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование с заполнением опросного листа. Уточняющие вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища), и ответы на них фиксируются на дополнительных листах, которые приобщаются к опросному листу.

Страницы нумеруются. После окончания индивидуального собеседования уполномоченным должностным лицом или переводчиком (в случае участия переводчика) заявителю зачитываются опросные листы, уточняются возможные противоречия и неточности.

Каждая страница опросного листа подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика). Время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), проведения опроса с заполнением анкеты и индивидуального собеседования с заполнением опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.

Недостатки

К минусам статуса беженца можно отнести не всегда доброжелательное отношение местных жителей к прибывшим иностранцам, а также большую вероятность получить отказ.

Например, если украинец просит убежище в Польше на основании невозможности проживания в своей стране, охваченной вооружённым конфликтом, ему могут предложить поселиться в одном из регионов Украины, расположенном вдали от боевых действий.

В общем случае претендент на статус беженца в одной из европейских стран может попасть под действие так называемой дублинской процедуры, в соответствии с которой ответственность за предоставление защиты переносится на другое государство. Например, если соискатель прибыл в Германию наземным транспортом через Польшу, то и убежище ему могут предоставить в Польше, а не в Германии.Пребывание в статусе беженца даёт иностранцу ряд неоспоримых преимуществК другим недостаткам можно причислить отсутствие возможности легально трудоустроиться сразу после подачи ходатайства на получение статуса. В большинстве стран разрешение на работу можно получить только после принятия решения о присвоении беженства, в некоторых такое разрешение выдаётся через определённый промежуток времени: в Германии — через 3 месяца, в Бельгии и Италии — через полгода ожидания.

Получить легальную работу сразу после подачи запроса можно в Греции, Дании, Норвегии.Ещё одним минусом является невозможность повторной подачи ходатайства в случае получения отказа. Чтобы обратиться к властям одного из европейских государств с ходатайством о предоставлении защиты второй раз, необходимо привести чрезвычайно убедительные доказательства изменения ситуации на родине, в связи с чем появилась угроза личной безопасности.Есть чёткие Правила, кто может получить статус, а кто нет.Определённая «доказательная база».Если человек под неё попадает — здесь все равно из какой он страны.Но в силу того, что хлынула огромная масса «беженцев» с Украины, России, Казахстана, рассчитывая получить документы под шумок, с массой беженцев из Африки — сейчас намного строже с отбором.Casssa http://forum.autoua.net/showflat.php?Cat=0&Number=10060459&page=4&fpart=all&vc=1

Видео: как получить политическое убежище в Германии

Отличаться может пакет документов, которые заявителю следует предоставить властям и порядок их оформления.