Недостатки формационного подхода

Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки.


Стр 2 из 4Типология — классификация государств на основе определенных критериев. Существуют следующие подходы к типологии государства: 1. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются: а) соответствие государства определенной общественно-экономической формации, типу производственных отношений; б) класс, инструментом политической власти которого является государство; в) социальное назначение государства. Типы государств по формационному подходу: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический.

Формационный подход выделяет четыре основных типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое), социалистическое государство.

Основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества.

По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.

Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений.

Такое государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода: 1) продуктивность деления государств на основе социально-экономических факторов; 2) объяснение поэтапности, естественно-исторического характера развития государства. Недостатки: 1) односторонность, формализм; 2) недооценка духовных факторов.

2.ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, религиозных, национальных, географических и других факторов (А. Тойнби). Цивилизационный подход выделяет три основных типа: а) в зависимости от уровня экономического развития (Уолт Ростоу): — традиционное (преобладает сельское хозяйство); — переходное (закладывается основа для скачка в экономике); — общество, переживающее научно-технический прогресс; — созревающее общество (высокий уровень потребления); — общество, достигшее высокого уровня потребления (государство благоденствия).

б) — восточные; — западные; — смешанные. в) — доиндустриальное; — индустриальное; — постиндустриальное.

г) По Тойнби: — египетская, — китайская, — западная, — индийская, -православная, — арабская и иные цивилизации (всего 21). 3. в зависимости от взимоотношений личности и государтсва (Генрих Кельзен): — авторирарное; — тоталитарное; — либеральное; — демократическое. 4. по отношению к религии (Морозова): — светское (Россия, Беларуссия); — клерикальное (Великобритания, США); — теократическое (Ватикан, восточные страны); — атеистическое (СССР).

Цивилизационный подходк типологии государства является, по всей ве­роятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы та­кого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объектив­но-материальными, сколько идеально-духовными, культурными фактора­ми».
Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что

«согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объектив­но-материальными, сколько идеально-духовными, культурными фактора­ми»

. Автор выделяеттри важных, на его взгляд,принципа соотношения госу­дарства и духовно-культурной жизни общества: — сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, об­разцами поведения; — государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры; — разнородность культур — во времени и пространстве — позволяет по­нять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, какпервич­ныеивторичные, которые разделеныпо уровню их организации.

Автор отме­чает, чтодля государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумер­ской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.)характерны: а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Вовторичных цивилизациях — западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой все­сильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойствен­ным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой — его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством. По этой причине, видимо, проф. Венгеров и не дает конкретных терминологических обозначений тем типам го­сударства, которые соответствуют первичной и вторичной цивилизациям.

Достоинства цивилизационного подхода: 1) выделение культурных факторов; 2) наличие более четкой типологии государств. Недостатки: 1) недооценка социально—экономических факторов; 2) преобладание типологии общества, а не государства.

Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных и правовых явлений становится в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа. 2 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 624; lektsia.com 2007 — 2019 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

(0.01 с.) |

newinspire

Ключевые слова: достоинства, недостатки, цивилизационного, подход, типологии, государства В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А.

Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций.

Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство.

Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей. Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества.

Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе. . читать далее .

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”.

Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.

Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О.

Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).

Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу. Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

  1. Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
  2. Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  3. Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
  4. Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
  5. Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

Теории локальных (локальный с лат.

– “местный”) цивилизаций (Н.Я.

Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории.

Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д.

Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации.

Это своеобразие весьма устойчиво.

Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой. Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей. Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно. 10.02.2005 Поделиться страницей:

12.Формационный подход к типологии государства: его достоинства и слабые стороны

2) Разновидность классификации, которая включает два аспекта: исследование оснований деления на типы и характеристику типов.

Первые попытки типизации принадлежат Аристотелю. В настоящее время в теории государства и права существует два подхода: формационный (Маркс, Энгельс) и цивилизационный.

Основа цивилизационного подхода – цивилизация (Ц). В качестве критерия использовались не столько экономические явления, как культурные, религиозные, географические.

Тойнби выработал понятие цивилизации и определил 26 цивилизаций. Цивилизация (Тойнби) – относительно замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, психологических, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными (религия и территория). Плюсы подхода: учитываются конкретные исторические условия развития.

Минус — игнорируются экономические факторы. Типы цивилизаций: православная, египетская, китайская, арабская, западная, дальневосточная и другие.

По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

  1. 21.05.2015261.02 Кб
  2. 19.03.2016317.43 Кб
  3. 4) доиндустриальные, индустриальные и постидустриальные,
  4. — общество, переживающее процесс сдвига;
  5. — общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия). На последней стадии находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства. Другие ученые выделяют следующие виды цивилизаций и типы государств:
    • 1) восточные, западные и смешанные,
    • 2) древние, средневековые и современные,
    • 3) крестьянские, промышленные и научно-технические,
    • 4) доиндустриальные, индустриальные и постидустриальные,
    • 5) локальные, особенные и современные. Стр 10 из 79 Соседние файлы в предмете
      • 20.05.2015113.15 Кб
      • 20.05.2015302.08 Кб
      • 21.05.2015261.02 Кб
      • 21.05.2015483.8 Кб
      • 19.03.2016695.81 Кб
      • 19.03.2016317.43 Кб
      • 19.03.2016658.94 Кб
      • 19.03.20164.1 Mб
      • 19.03.2016819.05 Кб
      • 20.05.201511.43 Mб
      • 21.05.2015437.3 Кб

      Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  6. — традиционное;
  7. 19.03.2016695.81 Кб
  8. 21.05.2015483.8 Кб
  9. 2) древние, средневековые и современные,
  10. 19.03.2016658.94 Кб
  11. 19.03.20164.1 Mб
  12. 21.05.2015437.3 Кб
  13. 20.05.2015113.15 Кб
  14. 1) восточные, западные и смешанные,
  15. 19.03.2016819.05 Кб
  16. 20.05.2015302.08 Кб
  17. 20.05.201511.43 Mб
  18. 5) локальные, особенные и современные. Стр 10 из 79 Соседние файлы в предмете
    • 20.05.2015113.15 Кб
    • 20.05.2015302.08 Кб
    • 21.05.2015261.02 Кб
    • 21.05.2015483.8 Кб
    • 19.03.2016695.81 Кб
    • 19.03.2016317.43 Кб
    • 19.03.2016658.94 Кб
    • 19.03.20164.1 Mб
    • 19.03.2016819.05 Кб
    • 20.05.201511.43 Mб
    • 21.05.2015437.3 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  19. 3) крестьянские, промышленные и научно-технические,
  20. — созревающее общество;
  21. — переходное, в котором закладываются основы преобразований;

Цивилизационный подход

Подход к разделению государств на основе многовариантного развития и различных путей достижения прогресса.

В рамках подхода лежат культурообразующие признаки: религия, психология, национальные особенности.

Одни ученые выделяют цивилизации по национальным признакам: арабская, китайская и др., другие же больше склоняются к цикличности цивилизационного становления: возникновение, рост, разложение. Цивилизационноциклическая государственная типология:

  • Современная – цивилизация, объединившая все виды культур в обществе.
  • Локальные – цивилизации, которые образовались в удаленных регионах или в рамках национального союза (шумеры, эгейцы).
  • Особенные – объединение локальных культур на основании общности в той или иной сфере (Ислам, Европа, Китай).

Достоинства:

  1. адресность государственной градации.
  2. учет факторов духовной жизни;

Недостатки:

  1. недооцененность влияния экономических факторов роста;
  2. большое количество культурно-образующих факторов становления.

Автор статьи Загрузка. +1 -0

Домашнее задание

1.

Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «формация». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «формация».

Надстройка, экономический базис, культурно-исторический тип, классовая борьба. 2. Определение:

«Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей»

относится к понятию 1) общество; 2) цивилизация; 3) класс; 4) формация. 3. Определение:

«Результат целенаправленной и разумно организованной деятельности людей, объединённых на основе общих интересов»

относится к понятию 1) общество; 2) цивилизация; 3) класс; 4) формация.

4. Верны ли следующие суждения о цивилизационном подходе к изучению общества: А. Цивилизационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств. Б. Цивилизационный подход провозглашает необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 5. Верны ли следующие суждения об общественно-экономической формации? А. Общественно-экономическая формация включает все явления, которые имеются в обществе (материальные, социальные, политические, духовные) Б.

Основой общественно-экономической формации является развитие науки, техники и технологий.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. *

Формационный подход: его достоинства и недостатки. Характеристика типов государств с позиций формационного подхода

.

Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан.

Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство – это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян.

Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным.

Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту.

Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А.

Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство – только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом Типы государств согласно формационному подходу Рабовладельческое государство. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но, будучи неимущими, так же эксплуатировались рабовладельцами.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население.

Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.).

Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя.

Ему на смену шло феодальное государство. Феодальное государство – особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, производственных отношений, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли – феодалов.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд.

Между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства – буржуазный.

Буржуазное (капиталистическое) государство Буржуазное государство – третий исторический тип государства, закрепляющий и защищающий буржуазный экономический строй, при котором основу буржуазной эксплуатации составляет частная собственность на орудия и средства производства.

Независимо от своей формы такое государство выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть данного типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, держащую в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми носят антагонистический (непримиримый) характер.

Социалистическое государство (Диктатура пролетариата) Социалистический (коммунистический) тип государства представляет собой организацию политической власти трудящихся во главе рабочим классом. Идея такого типа государства первоначально возникла в теории – в работах К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина – как противопоставление государствам других типов, в которых вся власть принадлежит господствующему классу эксплуататоров и используется для подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Возникновение социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой пролетариатом (рабочим классом), со сломом старого государственного строя и установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что главными условиями, которые приведут к росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся строителями новой жизни и привлекут всех к участию в управлении делами государства и общества, станут освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков и национализация средств производства.

Поскольку представители формационного подхода считали, что государство – это орудие насилия одних классов над другими, а социалистическое государство не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, данный тип называют «полугосударством», которое постепенно отомрёт и будет заменено органами народного самоуправления.

Переходное государство Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии.

Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определённому историческому типу государства. Экономическую основу данного типа государств составляет многоукладная экономика при преобладании примитивных форм собственности (полуфеодальной, смешанной и др.).

В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов.

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Государственный механизм: понятие, признаки, структура и принципы функционирования. Государственный механизм: понятие, признаки, структура и принципы функционирования.

Механизм государства– это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точна зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства: — он представляет собой систему, т.е.

упорядоченную совокупность государственных органов; — целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; — его основным элементом выступают государственные органы; — он является той организационной и материальной силой (рычагом) с помощью которого государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.

Структура государственного механизма выражается в делении его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви.

В разных государства действуют неодинаковые принципы разделения властей.

В России в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Структура государственного механизма включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, губернаторы, администрации субъектов федераций и т.п.); 2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.); 3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.); 4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.