Философско правовые аспекты учения платона

Генезис идеи конституционализма в учениях Платона и Аристотеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»


1.2. ГЕНЕЗИС ИДЕИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В УЧЕНИЯХ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ Лихтер Павел Леонидович, канд. юрид. наук. Место работы: Пензенский Государственный Университет. E-mail: Аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты влияния учений Платона и Аристотеля на современную теорию конституционного права.

Особое внимание уделяется вопросам формирования в учениях Платона и Аристотеля идеи закрепления в конституции оптимального государственного и общественного устройства.

Обосновывается тезис о том, что Платон был одним из первых представителей позитивизма. По Платону на деградацию обречено любое явление (в том числе, закон), так как всякая воплощённая форма не способна передать вечный прообраз, то есть эйдос.

Аристотель же, критикуя отдельные положения философии своего учителя, успешно объединил идеи платоновского позитивного права и естественного права. Ключевые слова: Платон, Аристотель, теория конституционного права, конституционализм, теория эйдосов Платона. THE GENESIS OF THE IDEA OF CONSTITUTIONALISM IN THE TEACHINGS OF PLA TO AND ARISTOTLE Likhter Pavel Leonidovich, PhD at Law.

Place of employment: Penza State University.

E-mail: Annotation: This article discusses some aspects of the influence of the teachings of Plato and Aristotle to the modern theory of constitutional law. Special attention is paid to questions of formation in the teachings of Plato and Aristotle the idea of enshrining the optimal state and society.

Substantiates the thesis that Plato was one of the first representatives of positivism.

According to Plato is doomed to degradation of any phenomenon (including law), as every embodied form is not able to convey the eternal type, that is, Eidos.

Aristotle, criticizing certain provisions of the philosophy of his teacher, successfully combined the ideas of Plato’s positive law and natural law.

Keywords: Plato, Aristotle, the theory of constitutional law, constitutionalism, Plato’s theory of Eidos. Объективный идеализм Платона с его теорией эйдосов и политическая философия Аристотеля благополучно сохранили свою значимость в течение почти 2500 лет.

Их влияние следует признать определяющим на все, без исключения, европейские политические и правовые институты (в том числе, на основополагающие идеи современной теории конституционного права). Интерес к данной теме не ослабевает и развивается вместе с проблематикой прав человека, правового государства, гражданского общества.

Интерес к данной теме не ослабевает и развивается вместе с проблематикой прав человека, правового государства, гражданского общества. Предварительно следует обозначить три основных направления воздействия учений древнегреческих мыслителей на конституционное право: 1) формирование основных принципов и институтов конституционного права в учениях Платона и Аристотеля (прежде всего, принципов законности, справедливости, гуманизма, равноправия граждан, демократизма, разделения властей, защиты прав и свобод гражданина); 2) зарождение в философии мыслителей идеи закрепления оптимального государственного и общественного устройства в конституционном акте; 3) непосредственное влияние трудов Платона и Аристотеля на разработчиков конституций различных эпох.

В данном контексте мы проведем краткий анализ первой социально-философской теории в истории европейской цивилизации — теории идеального государства Платона.

Принято называть эту теорию «утопией», что не совсем правильно, если воспринимать указанный термин в свете одноимённого произведения Томаса Мора, который переводится как место, которого нет и не может быть в будущем. Платон свои проекты идеального государства считал в большей («Законы») или меньшей («Государство») степени реально достижимыми, поскольку они обусловлены универсальной логикой мироздания. Центральный персонаж платоновских диалогов Сократ неоднократно замечает:

«Наш разговор идет не о случайном предмете, но о том, каким обра- 1 зом должно жить»

.

Согласно учению Платона идеальное общественное и политико-правовое устройство может базироваться только на признании трансцендентального бытия, высшего и организующего начала. В своих трудах Платон последовательно доказывает взаимосвязь между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Системообразующее значение для понимания всего философского учения Платона, в том числе, в области государства и права, имеет созданная им теория эй-досов. Согласно указанной теории требуется осознанное разграничение мира земных явлений (вещей), который подвержен изменениям, и мира божественных идей, который вечен и неизменен. При этом, оба мира неразделимы, так как вещи и явления, которые человек может воспринимать с помощью чувств, существуют только, если они причастны к божественным идеям.

Истинное знание — это знание идей, и только на основе такого знания можно приблизить мир вещей к миру идей.

В этом качестве идеи выступают не просто прообразами вещей, но их «образцами», понятийными «моделями»2. Сказанное в полной мере относится ко всем, изучаемым правовой наукой понятиям и институтам.

По учению Платона, невозможно понять истинную суть государства, не припомнив его универсальную идею.

Данное постижение доступно не всем, но только философам (устроителям идеального государства), которые хотят действовать сознательно как в частной, так и в общественной жизни3. Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и не отрицает трудности этого процесса. Однако философ признает, что даже если идеальное государство будет создано на земле, оно все равно рано или сменится другими более несовершенными формами правления: аристократией, тимократией, олигархией, демократией или тиранией (сообразно пяти видам душевного склада людей).

1 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. (Государство, 352с1).

С. 112. 2 Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V — IV вв. до н. э.): Платон // История государства и права. 2008. № 15. С. 30-34. 3 Платон.

Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. (Государст- во. 517 с.). С. 298. У Платона вопросы устроения идеального государства, принятия правильных законов и воспитания граждан тесно переплетаются. В государстве три рода начал, его составляющих: разумное, защитное (яростное), деловое. Разумное начало представляют философы (правители), защитное — стражи (воины), деловое — ремесленники, земледельцы, торговцы и купцы.

Разумное начало представляют философы (правители), защитное — стражи (воины), деловое — ремесленники, земледельцы, торговцы и купцы. Для каждого сословия древнегреческий мыслитель предлагает свои методы воспитания.

Например, воинам Платон предлагает сочетать упражнения в муси-ческом искусстве и гимнастике, но

«не ради души и тела (это разве что между прочим), а ради яростного и философского начал в человеке, чтобы оба они согласовывались друг с другом, то как бы натягиваясь, то расслабляясь, пока не будет достигнуто надлежащее их состояние»

4. При этом, только разумная душа способна постичь и изменить несовершенное, поэтому только философы могут управлять государством и писать законы. Остальные касты должны безусловно их исполнять.

Подчинение разуму является свободным, так как это значит подчинение себя собственной бесконечной природе.

В диалоге «Законы» мы видим развитие политико-правовой концепции Платона, важнейшее проявление которого происходит в обосновании необходимости господства законов. Они, прежде всего, нужны для преодоления несовершенства человеческой природы. Платон указывает на то, что природные свойства человека далеко недостаточны, чтобы распознать все полезное для человеческого общежития или, даже распознав это, всегда быть в состоянии осуществлять высшее благо и стремиться к нему5.

Воспитание добродетелей с помощью и на основе законов — это воспитание гражданских добродетелей, т.е. создание идеального гражданина.

Законы и должны заставлять человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же властвовать6.

Развивая мысль о взаимосвязи теории эйдосов Платона с конституционным правом уместно процитировать одного из ведущих теоретиков права Мишина А.А.: «Конституционалисты утверждают, что нужно исходить не только из буквы, но и из духа основного закона.

Часто используя при обсуждении текстов законодательных актов слова «дух» и «буква», мы не задумываемся над тем, что по отношению к конституции слово «дух» можно и должно использовать без кавычек и с большой буквы».7 Дух конституции формируется и постоянно подпиты-вается совокупностью базовых универсалий (справедливость, законность, равенство), ценность которых всегда является родовой.

Платон отмечает, что при идеальном правлении законодатель издает правовые акты, носящие самый общий характер, адресованные большинству; каждому же в отдельности — лишь в более грубом виде, будет ли он излагать их письменно или же устно, в соответствии с неписаными отечественными законами. При этом, крайне важно, чтобы череда форм не заслонила истинную идею, заложенную в законе. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 4 Платон.

Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М., 1994. (Государство, 411 e — 412). С. 180-181. 5 Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1994. (Законы, 874 e — 875 a.) С. 331-332. 6 Там же. (Законы. 643 e). С. 92. 7 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исп.

С. 92. 7 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исп. и доп.). М.: Статут, 2013. Аристотель видит недостатки в проектах идеального государства Платона, среди которых он, прежде всего, указывает на неосуществимость достижения «монолитного» единства государства. Кроме того, отрицание частной собственности и отсутствие семьи в традиционном понимании, по мнению Стагирита, лишает необходимой побудительной силы политическую активность личности .

Аристотель является убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. В отличие от своего учителя Аристотель — противник любых крайностей, сторонник середины во всем.

По Стагириту величайшее благо для полиса, когда большинство его граждан — это люди среднего достатка9. В противном случае возникает тирания (олигархия) — когда одни владеют слишком многим, либо крайняя демократия — когда у населения недостаточно собственности.

Центральное значение в учении Аристотеля придается наилучшему закреплению форм государственного устройства. Полития, аристократия и монархия являются правильными формами, так как в них у власти находятся силы, думающие об общей пользе. Олигархия, демократия и тирания — неправильные формы, так как в них, прежде всего, достигается благо правителей.

Однако, по мнению Аристотеля, из двух неправильных форм возможно образование политии — самой безупречной формы. Полития — это конституционная умеренно-демократическая республика, руководители которой способны соединить свободу с порядком, мужество с мудростью.

Анализируя философские учения Платона и Аристотеля, мы видим источники первого научного обоснования конституционной систематизации.

Во многом, это связано со стремлением древнегреческих мыслителей к упорядочению и структурированию объектов и явлений внешнего мира.

Еще Макс Шелер в своей центральной научной работе «Положение человека в Космосе» отмечал склонность эллинистического мышления к непременному упорядочению и космизации картины мира, предполагающей априорную иерархию ценностей, -«чем выше формы бытия, тем больше они возрастают не только в своей ценности и смысле, но и в своей силе и власти»10. Природа воспринималась тогда как изначально стихийная и иррациональная сила, противопоставленная рационализму воображаемого11. Стремлением к упорядочению и систематизации объясняется, в том числе, возникновение платоновской позитивной теории права.

Несмотря на то, что понимание конституции древнегреческими мыслителями было несколько отличным от современного (в основном строилось вокруг вопросов о рациональном устройстве системы государственной власти), это не умоляет значение вклада философов в политико-правовую науку.Именно на учения Платона и Аристотеля опирались разработчики первых конституционных актов (в США в 1787 г., во Франции в 1791 г.), ограничивающих феодальную тиранию на основе принципов справедливости и законности. Таким образом, по на- 8 История государственно-правовых учений / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2006.

9 Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1976-1983 (Политика, 1295Ь) С. 507. 10 Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: — М.: Прогресс, 1988.

С. 31-95. 11 Исаев И.А. Театр закона: греческая трагедия // История государства и права. 2013. № 5. С. 2-9. шему мнению, можно говорить о генезисе идеи конституционализма, начиная с эпохи античности.

Сегодня теоретики права единогласно относят стабильность основных законов и институтов государства к важнейшим признакам современного конституционализма12.

Политическая философия Платона также пронизана мыслью о том, что истинная государственно-правовая система должна быть максимально стабильна. Однако, говоря о принципе стабильности государства и права в учении Платона, необходимо сделать несколько ремарок. Карл Поппер обвинял Платона в тоталитаризме во многом из-за стремления последнего к неизменности государственной системы13, однако следует различать платоновский идеал государства (эйдос государственности) и его типовую модель.

Действительно, необдуманные изменения, по мнению Платона, могут привести к деградации политической и правовой системы, но они не могут повлиять на мир идей.

Если же эти изменения управляются каким-то неизменным законом, то следует создать некую неизменную форму при помощи установления такого государственного устройства, которое было бы свободно от пороков всех других форм государственного устройства, идеальную форму. Качество политического придается самой идее исключительно стараниями человеческого сознания, однако и за многообразием политических форм идея продолжает существовать как бы по ту сторону добра и зла.

Качество политического придается самой идее исключительно стараниями человеческого сознания, однако и за многообразием политических форм идея продолжает существовать как бы по ту сторону добра и зла. Идеи материализуются, воплощаясь в вещах и отношениях. В значительной степени их актуализация имеет негативный характер, поскольку реализация всегда остается далекой от идеала, однако для идей нет иного пути в реальную жизнь, кроме пути артику-лированности или оформленности14.

Подход Платона предполагает явный приоритет стабильности и строгой формы, особенно для областей, где необходимо выразить идею с максимальной адекватностью.

Стабильность здесь нужна, прежде всего, для того, чтобы избежать деградации.

Согласно учению древнегреческого философа «латентная деградация» свойственна не только закону, ну любому явлению земного мира в отличие от мира божественных идей. Дело в том, что всякая воплощённая (реализованная) форма самим фактом воплощения есть акт и результат деградации вечного прообраза, т.е.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать стс данные

эйдоса. Философ остается сторонником принципа «позитивного права» как специальной социальной инженерии, «юридического конструктивизма», юридической стратификации общества, однако по Платону позитивное право изначально несовершенно, как и всякое «дело рук человеческих». А учитывая, что оно формируется «нефилософами», право и вовсе быстро деградирует и способно превратиться в неправо и даже анти-право.

Следует отметить, что ни в одной современной концепции позитивного права нам не встречался анализ платоновской мысли о том, что всякое позитивное право в тенденции дегенеративно, причём в режиме авто-деконструкции, спонтанного саморазрушения. По мнению Платона только философ (потенциальный устроитель идеального государства) теоретически 12 Конституционное право Российской Федерации: учеб.

для вузов / М.В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. М.:Норма, 2007. С. 380381.

13 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992. С. 57. 14 Исаев И.А. «Платоновская идея» и эволюция политических форм // Lex Russica.

2009. № 5. С. 1037-1055. способен сдержать эту социально-правовую энтропию.

Однако мы знаем, чем могут закончиться на практике подобные устремления. Попытки Платоном реального воплощения своих идей в Сиракузах при Дионисии Старшем и Дионисии Младшем — еще не самые печальные примеры. Аристотель развивает идеи своего учителя о позитивном подходе к праву и синтезирует их с идеями естественного права.

Если для Платона идея естественного права привязана к земным вещам (и, следовательно, отягощена коннотацией, что всё естественное — несовершенно, и поэтому не может быть абсолютным критерием нашей практики), то Аристотель одновременно реабилитирует проблематику естественного права и ограничивает её, стесняет подходом платоновского (т.е. в тенденции «дегенеративного») позитивного права. Если по Платону истинная задача всякой конституции в её конститутивности, т.е.

учредительности (конституция должна учреждать нечто новое, до неё небывшее и даже невообразимое), то по Аристотелю исключительно конститутивная (в духе Платона) систематизация — нефункциональна и нежизнеспособна. По мнению Стагирита всякая конституция должна быть «золотой серединой» между конститутивными нормами, создающими нечто новое из ничего, и дек-лараторными нормами, придающим конституционный статус уже устоявшимся социальным отношениям.

Аристотель — противник любых крайностей во всех сферах общественной жизни: «Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему.

Сверх того, ошибаться можно различно ., а добро ограничено — верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток — принадлежности порока, середина — принадлежность добродетели.»15 В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы.

Сверх того, ошибаться можно различно ., а добро ограничено — верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому-то избыток и недостаток — принадлежности порока, середина — принадлежность добродетели.»15 В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы16.

Необходимость конституции объясняется, таким образом, еще и потребностью в оптимальном балансе интересов различных групп населения. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Как мы видим, политико-правовые идеи учений Платона и Аристотеля неоднозначны, сложны и требуют новых подходов к их пониманию, что подтверждает необходимость дальнейшего исследования влияния древнегреческих мыслителей на теорию права.

В последующих статьях мы внимательней рассмотрим формирование основных принципов конституционного права в учениях Платона и Аристотеля (прежде всего, принципов законности, справедливости, равноправия граждан), а также непосредственное влияние трудов философов на разработчиков конституций различных эпох.

Список литературы: 15 Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1976-1983 (Никомахова этика, 1104 а).

С. 80. 16 Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм.

и доп. — М.:Норма, 2007. С. 81. 1. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. М., 19761983. 2. Беляева О.М.

Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 1.

С. 15-20. 3. Исаев И.А. «Платоновская идея» и эволюция политических форм // Lex Russica.

2009. №5. С. 10371055. 4. Исаев И.А.

Театр закона: греческая трагедия // История государства и права. 2013. № 5. С. 2-9. 5. История государственно-правовых учений / Отв.

ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. — 672 с. 6. Конституционное право Российской Федерации : учеб.для вузов / М.

В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. -М.:Норма, 2007. — 784 с. 7. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V — IV вв.

до н. э.): Платон // История государства и права. 2008. № 15. С. 30-34. 8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов (17-е издание, исп.

и доп.) / М.: Статут, 2013. 9. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1994. 10. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии.

М.: Прогресс, 1988. С. 31-95. Отзыв научного консультанта на статью кандидата юридических наук Лихтера Павла Леонидовича

«Генезис идеи конституционализма в учениях Платона и Аристотеля»

Автор обращается к учениям Платона и Аристотеля при исследовании отдельных вопросов конституционного права, так как зачастую проблемы современности невозможно разрешить вне исторического либо философского контекста.

В частности, П.Л. Лихтер проводит анализ зарождения в трудах древнегреческих мыслителей идеи конституционализма.

В статье удачно сочетается рассмотрение философских и правовых вопросов; при этом автор формулирует ряд новых теоретических выводов, заслуживающих внимания. Так в работе обосновывается мнение о том, что Платон одним из первых разработал концептуальные начала позитивизма, а Аристотель успешно объединил идеи платоновского позитивного права и естественного права.

Действительно, методы, предложенные в учениях Платона и Аристотеля, могут помочь в понимании отдельных вопросов современной теории конституционного права — подход, который, помимо прочего, направлен на достижение более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью между отдельными индивидами, обществом в целом и государством. Представляется, что рецензируемая статья будет полезной для специалистов в сфере теории и истории государства и права, конституционного права. С учетом изложенного, статья П.Л.